Особенности нервно-психического развития детей

Нервно психическое развитие детейВ течение первого года жизни ребенка родители несут особую ответственность перед своим чадом. Дети в любом случае будут стремительно развивать свои физические, психические и когнитивные способности. А задача родителей – направить это развитие по тому пути, который будет благоприятно влиять на становление личности.

Важным показателем для родителей является нервно-психическое развитие детей. Согласно теории психического развития Локка, новорожденный представляет собой чистую доску, а значит то, каким будет растущий малыш, напрямую зависит от его воспитания и окружения. При этом существуют определенные закономерности психического развития, через которые проходят все здоровые дети.

В случае патологии в становлении личностных качеств (например, при синдроме жестокого обращения) необходима правильная оценка формы отклонения от нормы. Это позволит с большой долей успеха ликвидировать нарушение. Если будут ликвидированы факторы, которые привели к такому состоянию, а так же приниматься меры по проведению соответствующего лечения, психическое развитие ребенка восстановится.

 

Анатомо-физиологические особенности развития нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни.
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого.
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные.
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании. А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению. В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся. С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

Закономерности психического развития До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память. Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы. Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен. Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам. Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

 

Ступени формирования личности ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Психическое развитие в младенческом возрастеИмеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  • оральную;
  • анальную;
  • фаллическую;
  • латентную;
  • генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям.
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону. 

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  1. Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих. 
  2. Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  3. Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

 

Критерии оценки нервно-психического развития

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека. При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

 

Грудной возраст

В возрасте до одного года малыш переживает множество изменений. Во время рождения его изгоняют из «рая», заставляют самостоятельно дышать и питаться. В дальнейшем он за пару недель учится улыбаться, за месяц – держать головку, за полгода – сидеть, за десять месяцев – стоять. И завершающим этапом грудного возраста является приобретение навыка ходьбы.

 

Раннее детство

Раннее детство – это возраст от одного до трех лет. В этот период ребенок усилено познает окружающий мир, знакомится с людьми вокруг него. Теперь он осознает свое «Я» не как что-то объединенное с личностью матери, а в качестве отдельного персонажа. То есть себя. В период до трех лет малыш должен перестать говорить о себе в третьем лице.

 

Дошкольный возраст

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

Психическое развитие в младенческом возрастеВ этом возрасте для родителей важно развивать когнитивные способности их малыша. Не вариант, когда родители садят свое дитя перед телевизором, вместо того чтобы почитать с ним книгу. То, сколько сможет познать ребенок в этом возрасте еще до похода в школу, во многом определит его дальнейшую жизнь. Для его мозга в это время нет никакой разницы, запоминает ли он слова из ненормативной лексики или учит песенку про елочку. Приоритеты для этой растущей личности еще до конца не расставлены. От родителей лишь требуется не влиять через призму своего понимания на то, каким человеком будет их ребенок, а направлять плывущий корабль детства через море навыков и океан любви.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях. Детям предлагаются игры, которые:

  • развивают мелкую моторику пальцев;
  • увеличивают ассоциативный ряд;
  • помогают решать логические задачи невысокой сложности;
  • развивают внимание.

 

Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Значение игры для психического развития ребенкаМетоды психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  • арт-терапия;
  • внушение (суггестия);
  • игровая терапия;
  • музыкотерапия;
  • психотерапия творческим самовыражением;
  • дебрифинг.

Подробно следует остановиться на тех методах психотерапии, которыми могут заниматься родители дома. Например, во время арт-терапии малыш на подсознательном уровне изображает беспокоящие его ситуации. Метод особо важен для детей, находящихся в состоянии острого стресса. При этом происходит выплеск эмоций посредством рисунков. К тому же, такой метод психотерапии развивает самопознание и самоактуализацию.

 

Нарушения нервно-психического развития

К нарушениям нервно-психического развития детей относятся:

  • олигофрения;
  • синдром задержки психического развития;
  • дефицитарное развитие (при нарушении слуха, зрения или хронических соматических патологиях);
  • ранний детский аутизм;
  • психопатическое развитие (дисгармония личности).

 

Профилактика личностной деградации ребенка

Если ребенок по вашему мнению отступает от намеченной системы развития, следует обратиться к специалистам. Не нужно полагаться исключительно на свое мнение и мнение ближайших родственников. Ваши желания не всегда совпадают с желаниями вашего дитя. Если объективно был сделан вывод о наличии у ребенка каких-либо отклонений, ему требуется немедленная психологическая помощь.

 

Выводы

От того, как родители будут способствовать развитию ребенка, зависит, по какому пути их малыш дальше пойдет по жизни. Если дитя не страдает органическими заболеваниями головного мозга, его нервно-психическое развитие должно соответствовать возрасту.

Психическое развитие дошкольникаОтрицательно влияет на личность ребенка отставание и опережение сверстников в психическом развитии. Если малыш не успевает за нормами, он может не суметь научиться всему, что ему требуется, потому что для формирования необходимых навыков существуют определенные временные рамки. Вырастить ребенка-гения по заказу очень сложно. Мозг малыша переносит колоссальные нагрузки в процессе своего взросления, и если его перегружать чрезмерными потоками информации, организм маленького человечка может не выдержать и «перегореть». Слишком сильные интеллектуальные нагрузки на ребенка приведут к тому, что во взрослом возрасте такая личность не будет испытывать желания продолжать свое обучение. Необходимо учитывать эти факторы при выборе методов и темпов обучения. А также давать правильную оценку возрастным способностям ребенка.

Важные аспекты, на которые стоит обратить внимание:

  • гармоничность развития;
  • соответствие приобретенных навыков возрасту;
  • оценка особенностей развития личности;
  • социальное окружение ребенка дома, в образовательных учреждениях, в компании;
  • наследственные факторы.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции. 


Что еще почитать
Рейтинг (из 352 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!