Особенности развития личности ребенка

Формирование личности ребенка главным образом является задачей родителей. Но все ли зависит от них? Какие существуют особенности в воспитании малышей дошкольного возраста? Как правильно подходить к развитию личности ребенка? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить в статье.

 

Психологические особенности развития личности

Известные отечественные и зарубежные психологи уделяли значительное внимание изучению дошкольного периода у детей. Это связано с тем фактом, что в таком периоде складываются так называемые «психологические механизмы личности». Это является важнейшей составляющей для дальнейшего вливания в общество и процесса социализации. Но помимо этого, развитие личности ребенка имеет и другие особенности, зная и учитывая которые родители могут добиваться более эффективного воспитания, избегая распространенных ошибок.

  1. 98027542_egoЭгоцентризм. Эта особенность личности в раннем детстве неотъемлема. Её суть заключается в том, что едва начавший выделять себя и окружающих, ребенок считает, что он находится в центре событий. «Все вокруг считают так же, как и я», – уверен он. Характерным признаком эгоцентризма является эгоцентрическая речь, которая наиболее часто встречается у малышей в раннем возрасте (2-3 года) и после 7 лет пропадает. Используя эгоцентрическую речь, дошкольник часто употребляет местоимение Я, словно других вовсе не существует, может разговаривать сам с собой. С возрастом эгоцентрическая речь перерастает во внутреннюю. Таким образом, явления эгоцентризма – совершенно естественные особенности, которые не должны восприниматься как эгоизм.
  2. Основная деятельность детей в раннем дошкольном возрасте – игровая. Наиболее часто встречающейся является ролевая игра, очень интересная и полезная для наблюдения со стороны взрослых. В игре дети отражают окружающую действительность, ведь им еще не хватает собственного опыта, чтобы что-то придумать самим. Они могут изображать курящих, использовать ненормативную лексику, ругаться друг с другом, совсем не понимая, что это плохо, ведь основной образец для них – взрослые. Наблюдая за играми детей, взрослые с легкостью могут узнать себя.
  3. Изменение соотношения мысли и действия. Если в более раннем периоде ребенок сперва осуществлял какое-либо действие, а потом уже это им обдумывалось, то теперь все работает с точностью наоборот. Сначала появляется мысль, затем её воплощение. Этот процесс можно назвать творческим. С ним связаны такие особенности детей, как тяга к рисованию, лепке, игре с конструктором и т.д.
  4. Очень важная особенность, еще не развившаяся (но развивающаяся) у детей, – способность к самоконтролю. В раннем детстве дошкольники в малой степени способны к тому, чтобы сдержать себя от истерики, вытерпеть долгую очередь и т.д. Это значит, что родителям нужно аккуратно подходить к развитию выработки у детей самоконтроля, ненавязчиво способствовать этому, а не отпускать ситуацию на самотек.
  5. Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется также расширением видов деятельности, которые будут интересны, полезны и эффективны для малыша. Например, работа с наставником, в роли которого может выступать и родитель. Обязательное условие – поощрение. Если все сделано верно, детей обязательно нужно хвалить и поощрять, а если нет – то показать еще раз процесс выполнения, сказать, что в другой раз будет ещё лучше и т.п. Эта особенность способствует развитию желания учиться у ребенка, которое крайне необходимо в предшкольный период.

Успешным личностное развитие дошкольников будет только тогда, когда рядом с ребенком окажется не только взрослое окружение, но также и окружение ровесников. Детский сад, школа раннего развития, кружок или детская площадка – выбора сегодня достаточно. Общение с ровесниками, появление друзей будут способствовать развитию общительности, ускоренному осознанию себя во внешнем мире и переходу эгоцентрической речи во внутреннюю. Важная для данного периода возможность игры будет способствовать большему пониманию окружающего мира и развитию фантазии.

 

Что такое хорошо?

10letnyy_zaminyvala_likarnjСформировавшаяся личность – это сознающий себя человек со оформившимися взглядами, мировоззрением, а также обладающий сознанием и самосознанием. Начинается формирование личности ребенка с воспитания, которое дается ему родителями. Становление личности начинается уже в раннем детстве, поэтому, прежде чем ребенок напрямую столкнется с влиянием общества, своего рода «фундамент» должен быть уже заложен. Именно мать и отец обязаны объяснять малышу, что хорошо, а что плохо.

В раннем детстве у детей начинается процесс осознания «меня» в окружающем мире. Они начинают знакомиться с ребятишками со двора, прохожими, домашними животными и многим другим, что для них ново и неизвестно. Опираясь на это, родителям рекомендуется следовать следующим правилам:

  • Давать ребенку возможность высказываться. Так малыш будет чувствовать себя значимым, понимать, что его мнение важно. Часто допускается ошибка, когда идеи и мысли ребенка не принимают всерьез, не выслушивают, что становится причиной замкнутости, скрытности.
  • Люди бывают разными. Важно объяснить, что все мы живем в обществе, где у каждого имеется личное пространство, которое нужно уважать. Например, нельзя бежать по улице, сбивая прохожих, но можно играть в салки на детской площадке, нельзя громко разговаривать, когда бабушка (мама/папа/брат и т.д.) спит и т.п. В таком направлении будет происходить социально-личностное развитие дошкольников.
  • При этом крайне важно не ограничивать возможности ребенка к исследованию всего, что его окружает. Развитие личности дошкольника только тогда будет полноценным, когда он на своем опыте поймет, почему плохо споткнуться и упасть, правда ли, что соль невкусная и т.д. Конечно, тут тоже важно не переусердствовать.
  • Показывать хорошие примеры. У детей-дошкольников еще очень мало жизненного опыта, поэтому они черпают повадки и фразы в основном от взрослых, которых они считают для себя образцом поведения. К примеру, ругань рядом с ребенком может поспособствовать тому, что он вырастет конфликтным. Добрый пример можно найти в хорошей книжке или мультфильме. Кстати, намного эффективнее будет совместный просмотр мультфильма. Объясните ребенку, что этот персонаж поступает хорошо, этот – плохо. Так у ребенка начнут развиваться положительные личностные качества – доброта, понимание, отзывчивость, искренность и другие.
  • Подготовка к школе. Заниматься этим можно дома или в специальном учреждении. Главная задача – появление у ребенка желания учиться, узнавать новое. Развитие личности в дошкольном возрасте будет гармоничнее, благодаря поощрению. Поощряйте интересы малыша в изучении чего-либо, в тяге к знаниям и новому. Рассказывайте ему, что такое школа, зачем она нужна, почему в ней интересно. Если у ребенка имеются старшие сестра либо брат, которые уже ходят в школу – это станет для него очень хорошим примером.

Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте одной из основных особенностей личности становится критичность и оценочность мышления. Ребенок начинает оценивать свои поступки и поступки окружающих. Появляются и связываются между собой мотивы, которыми он руководствуется. Именно в раннем детстве у детей закладывается эмоционально-чувствительная составляющая личности, дошкольник учится сочувствовать и сопереживать.

Личностное развитие дошкольников происходит еще и на основании темперамента, заложенного в них при рождении. Определить темперамент со 100% точностью невозможно, но сделать это приблизительно вполне реально. Можно обратиться за этим к психологу. Допустим, если ребенку не нравится в шумной компании, то это не обязательно значит, что он асоциален, возможно, что это особенность его темперамента, и наоборот.

 

Влияние различных факторов на личность ребенка

Развитие личности ребенка – долгий и трудоемкий процесс, в котором задействованы не только разные внешние факторы, окружение, но и сам малыш. Не существует сомнений в том, что важнейшую роль в закладывании личностного фундамента у дошкольника играют именно родители, но и влияние со стороны упускать нельзя. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности? Нужно и важно ли это контролировать?

хромосомыБиологический фактор. Под ним подразумевается наследственность. Болезни, особенности темперамента, повадки, даже привычки родителей – все это может отразиться на малыше. Здесь имеют значение и задатки. Если вы поете либо занимаетесь игрой на музыкальном инструменте, то вполне возможно, что у вашего ребенка будет любовь и склонность к музыке.

Социальный фактор. Социум, окружающий ребенка в раннем детстве, всей своей массой оказывает влияние на него. Это не только семья, друзья и его наставники, но и СМИ, которых сейчас очень много повсюду. Ребенок слушает новости, читает ваши газеты и журналы, которые может найти (в возрасте 6-7 лет) и т.д. Ему все интересно, он еще не способен фильтровать получаемую информацию и многое принимает на веру. Если вы считаете, что какая-то информация ребенку не нужна, не пытайтесь его слепо оградить, а объясните, почему это плохо или не нужно ему. Ведь запретный плод сладок.

Помимо прочего важно и то, в какой стране родился ребенок, какой менталитет у её граждан, какова политическая ситуация. Хотя на первый взгляд данные факторы и кажутся слишком масштабными, но мы можем с уверенностью говорить, что дети, воспитанные в разных странах – совершенно разные.

Экологический фактор. Конечно, в большей степени климатическая ситуация влияет на физиологические особенности детей, но и для личности тоже играет не последнюю роль. Расскажите ребенку, что климат разный на всем земном шаре, зимой не везде холодно и т.д.

 

Отклонения в развитии

Развитие личности дошкольника не может проходить одинаково у всех детей. В основном, существуют определенные особенности и специфические направленности. Но какие из них возможно называть отклонениями и когда пора бить тревогу? С чем это может быть взаимосвязано?

Существуют разные негативные отклонения, но на формирование личности ребенка наиболее существенно влияют отклонения в социальной и психической сферах. Как ни странно, но влияние оказывается именно со стороны общего здоровья дошкольника. То есть на психическом состоянии могут сказаться недоношенность, болезни в младенчестве, вредные привычки у какого-либо родственника (тем более родителей) и другое. Важно обратить внимание и на психологическую обстановку в семье. Роль играет культурно-образовательный уровень семьи, сложная материальная ситуация, тяжелые бытовые условия, злоупотребление алкоголем, наркотиками и табаком. Ребенок из такой семьи находится в зоне риска.

fearful-childОтклонения у детей могут проявляться в состоянии тревожности уже в раннем детстве. Это непрерывное, постоянное состояние, при котором ребенок взволнован, переживает, напуган. Не всегда данные особенности проявляются ярко, но если есть какие-либо признаки, лучше всего связаться с врачом-специалистом.

Помимо этого, существуют такие отклонения, как задержка психического развития, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Зная особенности развития в каждый возрастной период, отклонения всегда можно выявить, пусть и не сразу. Хотя, чем раньше будут выявлены эти негативные особенности, тем проще их будет устранить и избавиться от их источников.


Что еще почитать
Рейтинг (из 220 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!