Памятка родителям: что должен уметь ребенок к девяти месяцам

За первые месяцы жизни ребенок получает больше знаний, навыков и умений, чем за все последующие годы. В этот период происходит становление всех систем организма. Каждый день малыш делает что-либо впервые в своей жизни: улыбается, произносит новое слово или попадает ложкой в рот. Отслеживание этих событий и соотношение их с календарем развития помогает родителям предупредить возможные нарушения физического, речевого, социального или когнитивного развития. Изучив, что должен уметь ребенок в 9 месяцев по мнению врачей и педагогов, и сравнив с показателями собственного карапуза, можно понять, на какие именно занятия стоит обратить большее внимание.

 

Общие параметры по стандартам ВОЗ

Чему учить ребенка в 9 месяцев: анатомические показателиВ 2006 году Всемирная Организация Здравоохранения поправила принятые ранее эталонные нормы роста и веса с учетом современных условий рождения и вскармливания. Именно с этими графиками сверяются педиатры при оценке физического состояния малыша. Для возраста 9 месяцев нижняя и верхняя планки веса составляют в килограммах:

  • для мальчиков от 7 до 11;
  • для девочек от 6,5 до 10,5.

Показатели роста в сантиметрах:

  • мальчиков от 67,5 до 76,5;
  • девочек от 65 до 75.

Окружность головы в сантиметрах:

  • мальчиков от 42,5 до 45,5;
  • девочек от 41 до 46,5.

Окружность грудной клетки в сантиметрах:

  • мальчиков от 44 до 50;
  • девочек от 44 до 49.

Стоит отметить, что по данным педиатров, практикующих именно в России, эти данные несколько занижены. Средние показатели, на которые рекомендуют ориентироваться они, выше примерно на 10%. Они же советуют учитывать и вес ребенка при рождении и не волноваться, если богатырь, рожденный с весом более 4 кг, перевалил за указанную ВОЗ планку. Многие мамочки ориентируются на динамическую формулу расчета оптимального веса. Для 9 месяцев она будет выглядеть таким образом: эталонный вес = 800 х 6 + 400 х 3 + вес при рождении. Этой формулой можно пользоваться до года, меняя 3 на число месяцев после полугода.

 

Физическое развитие

Что умеет ребенок в 9 месяцев: активное ползаниеДевятилетний ребенок крайне активен. Ему требуется все больше пространства и объектов для детального изучения. Любопытство заставляет его уже не только быстро ползать, но и покорять вершины: привставать за игрушкой и садиться. Все опасные для него предметы постепенно переносятся все выше: малыш растет, он уже не та беспомощная кроха, которую родители принесли в конверте, а человек со своим характером.

 

Деятельность

Активное изучение окружающего мира – основная деятельность девятилетнего ребенка. Он пытается дотянуться до всего, что привлекает его внимание. Если до заманчивой цели надо ползти, он это моментально сделает, если дотянуться, то он найдет опору и привстанет. Чтобы лучше рассмотреть «добычу», прочно усядется и будет перекладывать ее и детально исследовать. Задействованы при этом обе руки. Особенная страсть – предметы с секретами, то есть те, которые имеют внутреннее пространство: баночки, коробочки, сундучки, сумочки. Захват мелких предметов также претерпел изменения: ребенок начинает пользоваться щепотью из 2-х и 3-х пальцев.

Сидит ребенок уже самостоятельно, шустро переворачиваясь со спины и занимая удобную статичную позу. Попытки ходить с поддержкой родителей многие дети уже тоже предпринимают.

 

Прием пищи

Чему можно научить ребенка в 9 месяцев: кормление с ложкиДля кормления уже не требуется держать малыша на руках, он вполне может не только сидеть на предназначенном для этого стульчике самостоятельно, но и держать и пользоваться столовыми приборами. Соска должна отойти на второй план и постепенно исключаться совсем. Научить малыша кушать, можно собственным примером. Девятимесячный ребенок уже пробует повторить действия взрослого и такая «игра» ему наверняка понравится. Естественно, детские приборы должны быть безопасными. Поильную чашечку можно приобрести с крышкой-непроливашкой.

Покусывание выданной карапузу печеньки или чуть засушенного хлебного ломтика доставит двойное удовольствие: смягчит зуд режущихся зубов и насытит. Маме придется потерпеть перемазанную физиономию и рассыпанные крошки, – это необходимый этап его развития.

Занятия с ребенком обязательно должны включать упражнения на развитие мелкой моторики, тем более, что все предпосылки к этому уже есть. Девятимесячный ребенок с удовольствием будет перекладывать орехи или крупные пуговицы из одной коробки в другую, переливать воду между двумя емкостями с помощью ложки. Эти занятия могут продолжаться часами, если подобрать действительно интересные ребенку предметы. Пожертвовать можно старыми газетами, попытавшись заострить внимание, на том, что это не книга и их рвать можно. Книжки с толстыми страницами, которые ребенок в состоянии перевернуть, также можно использовать во время обучающих занятий.

 

Умственное развитие

Ребенок начинает интересоваться не только бездушными предметами, но и окружающими людьми. Именно их действия становятся двигателем его развития. Наблюдая за сборами мамы он может пробовать надевать любой предмет в качестве шапки, подражая папе – «звонить» с колечка от пирамидки и «объяснять» что-то виртуальному собеседнику. Функциональность предметов начинает интересовать больше их формы: гремящая коробка будет подвергнута попытке вскрытия для изучения источника звука, а папа, один раз подавший брошенную игрушку, будет обязан повторять это действие часами под довольное гуление и смех чада. Можно научить малыша катать в ответ мячик, такая забава ему обязательно придется по душе.

 

Речевые навыки

Занятия с 9 месячным ребенком: игра в мячОтчетливое «ба-ба-ба» и «мам-ма-ма» при виде конкретного человека от малыша уже можно ожидать, хотя пока это больше похоже на пение. Ребенок пробует силу голоса, играя губами и языком. Многие предметы он узнает по названиям и может подать по просьбе. Родственников и форму обращения к ним он тоже запомнил. Занятия в виде «А где у нас папа?» даже с элементами пряток доставляют массу удовольствия. Учить ребенка словам и звукам становится все проще: он активно пытается подражать взрослым.

При демонстрации ребенку картинки с изображением какого-либо животного он может имитировать их голос: мяукать, мычать, лаять. То же самое животное в другом изображении например в виде игрушки, он также способен опознать. Слова «дай», «возьми», «где?» уже прочно отложились в голове.

Так как с произношением гласных звуков, обычно, у этому моменту все прекрасно, и именно их в виде рулад родители слышат часами от бодрствующего в хорошем настроении малыша, то большее внимание можно уделить произношению согласных. Учить, опять же, придется собственным примером, облекая занятия в форму игры.

 

Психо-эмоциональные реакции

Что может ребенок в 9 месяцев: демонстрация эмоцийЯркое проявление эмоций девятимесячным ребенком позволяет взрослым практически полноценно общаться. Он мимикой демонстрирует и радость, и обиду, и удивление. Постепенно проходит страх перед посторонними взрослыми, если таковой имелся, начинается период активной социализации. Его внимание привлекают и другие дети, поэтому можно начинать учить малыша элементам взаимоотношений в коллективе, например делиться игрушкой и не распускать руки. Малыш при этом уже воспринимает собеседника не только в целом. Он показывает глазки, ушки, носик как на своем изображении в зеркале, так и на другом человеке. Вместе с этим знанием постепенно приходит и понимание эмоций собеседника. При совершении неправильного действия в качестве порицания достаточно будет продемонстрировать недовольство голосом и жестом, чтобы ребенок понял оплошность. 

В 9 месяцев появляются симпатии не только к людям, но и к игрушкам. Определенного мишку ребенок может выделять из общей массы, отказываясь расставаться с ним даже на период стирки. Такая любовь помогает родителям учить дитя большей самостоятельности, например спать отдельно от взрослых, но со своим любимцем.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: предметная играРодителям, особенно испытывающим эту ответственность впервые, свойственно чувство тревоги. Важно понять, что каждый ребенок индивидуален, и любые усредненные календари развития или опыт других родителей не могут учесть всех особенностей конкретного малыша. Если девятимесячный малыш категорически не желает садиться или не знает каких-либо внесенных в перечень обязательных слов, то учить его насильно не надо. Такие действия только усугубят отрицание. На приеме у педиатра необходимо обратить внимание на эти особенности и получить направление к специалисту, чтобы убедиться, что существенных нарушений, мешающих полноценному развитию, нет. Определив, что малыш знает и умеет больше относительной нормы, нужно и дальше стимулировать его прогресс, обеспечивая все условия для развития, быть может, будущего гения.


Что еще почитать
Рейтинг (из 271 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!