Развитие малыша    Педиатр Галина Майер    08 февраля 2019, 23:15

Что должен уметь ребенок до года по месяцам

Новорожденный обладает безусловными рефлексами, которые помогают ему выжить в новом окружающем мире. Так при раздражении кожи губ и языка у малыша проявляется сосательный рефлекс, а внимание переключается на получение пищи. Защитные и ориентировочные рефлексы несут функцию сохранения жизни. Например, яркий свет или наличие условной опасности (резкое движение рукой, прикасание к переносице) возле лица крохи заставляют его закрыть глаза. 
0 Обсудить    15 Читают

От 0 до 1 месяца

К концу первого месяца жизни начинают проявляться условные рефлексы. Например, дитя реагирует на позу кормления и когда мать держит его у груди, новорожденный делает сосательные движения. 

В течение 2-3 недель развивается слуховое сосредоточение, т.е. грудной ребенок начинает реагировать на окружающие звуки: резких хлопок или стук может заставить его замереть. Еще через пару недель новорожденный постепенно учится различать голоса людей. Это выражается в повороте головы к источнику звука. 

Визуальное сосредоточение у новорожденных возникает на 3-5 неделе и проявляется во внимании к ярким предметам. Ребенок так же поворачивается к нему и рассматривает раздражитель. 

В нормальной ситуации, когда новорожденным уделяют достаточно внимания, считается что дитя должно поворачиваться на голос матери, тянуть к ней ручки, издавать звуки и т.д. Появление на устах новорожденного улыбки знаменует переход к новому этапу развития и появление новой потребности – нужды в общении. 

От 1 до 2 месяцев

Фактически, до 2 месяцев дитя только совершенствует зачатки слухового и зрительного сосредоточения. Акцент ставится на физиологическое развитие коры головного мозга и мышечной деятельности. К двум месяцам малыш уже может приподнимать грудь, чтобы привлечь внимание матери или увидеть ее. 

Физическое развитие провоцирует активные движения ручками и ножками и освоение контроля над ними. Мозг грудничка до года обрабатывает информацию о состоянии тела, его характеристиках. 

Пока дитя не замечает исчезновения предметов и может даже не следить за их движением. До года привлекают его внимание только резкие цветовые контрасты и источник пищи, т.е. мать. 

От 2 до 4 месяцев

Границы развития ребенка до года сильно размыты, т.к. индивидуальное развитие малыша сильно зависит от окружающего мира, уровня врожденной интенсивности познавательных процессов и др. 

В этот период грудничок осваивает контроль над своими руками, тянется к предметам, но зачастую промахивается или рвет бумажные изделия, например, календарь. Происходит это из-за неумения соотносить дистанцию и движения, а также из-за недоразвитости пространственного понимания. Физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает умение садиться с поддержкой к 4-м месяцам. 

Кроха постепенно учится различать цвета, так если кормление по графику идет из бутылочки определенного цвета – он ищет ее взглядом и тянется именно к ней. С этого возраста родители должны наполнять окружающее пространство разными предметами, комментировать свои действия, носить ребенка по комнате и прочее. Все это стимулирует развитие познавательных функций малыша. 

Проявляются первые эмоциональные реакции: в ответ на неожиданное появление объекта малыш удивляется, а резкие движения провоцируют испуг. 

От 4 до 6 месяцев

Восприятие ребенка становится более целостным, и он уже может найти частично прикрытый предмет. Если положить платок на бутылочку, оставив часть ее видимой, то малыш потянется к ней.

Познавая мир, ребенок переходит к активным действиям: тянется и хватает все доступные предметы, трогает пальчиками, изучая форму. Это является первым самостоятельным и осознанным движением малыша, потому нельзя его бить по рукам или ругать, поскольку такое поведение родителей угнетает развитие психических процессов по графику. 

Грудной ребенок начинает осознавать окружающий мир, пытается повторить движения матери, осваивая пластику движений около года. Интонации, с которыми общаются взрослые становятся для малыша более понятными, потому он уже реагирует на них не только как на раздражитель. 

От 6 до 8 месяцев

Во втором полугодии, согласно календарю развития, совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он активно тянется ко всему что видит и уже способен понимать, какие предметы можно достать, т.е. постепенно усваивает понятие дистанции. Игра выражается в покусывании игрушек, бросании, а при свободе действий малыш пытается снова поднять предмет. Это называется круговой реакцией, т.е. забава продолжается по одной схеме и повторяется пока ребенок не отвлечется. 

После 7 месяцев малыш начинает соотносить размеры предметов и может вкладывать одни в другие или трепать календарь. Частые неудачи являются нормальным и закономерным последствием изучения новых характеристик объектов. 

Появляется и беспокойство при появлении посторонних. Если раньше дитя  реагировало на них с удивлением или легким испугом, то теперь он осознает их как возможную опасность. Реакция зависит от темперамента и прошлого опыта ребенка. Одни малыши просто замирают, другие же начинают громко плакать и ищут защиту в объятиях родителей. 

Согласно календарю, совершенствуются речевые навыки малыша. В первом полугодии кроха усваивает гуление, но больше следит за речью других людей, а после 6-ти месяцев и до года малыш начинает лепетать, подражая окружающим. 

От 8 до 10 месяцев

Кроха активно социализируется, что проявляется в страхе расставания –  боязни разлуки с близкими людьми. Видя, как взрослые покидают комнату, дитя пугается, т.к. не обладает целостным пониманием мира. До года ему кажется, что люди пропадают в никуда и появляются из ниоткуда. 

Развивается навык ползания на животе, сидит уже без поддержки и пытается встать. К 10-ти месяцам кроха уже должен стоять хотя бы пару секунд с поддержкой. 

Появляются первые функциональные действия – малыш подражает действиям взрослых и пытается использовать предметы по назначению. На этом этапе развития формируется понимание игры. Ребенок может укачивать куклу или листать календарь. При этом операции неразрывно связаны с действиями взрослых, т.е. кроха берет именно тот предмет, который использовали мама или папа. Малыш до года еще не понимает, что игрушки подобны и укачивать можно и мишку, и куклу. 

От 10 до 12 месяцев

Нормальное развитие ребенка до года по месяцам предусматривает умение произносить несколько слов. При этом используются они по назначению и полностью осознаются. Речь взрослых малыш понимает не полностью, а только 10-20 слов, потому родители должны использовать фиксированные определения для предметов и действий. 

Предмет, закрытый полностью, узнается ребенком по очертаниям. При этом малыш пытается найти спрятанный, например, календарь только на месте, где видел его в последний раз. Если уже накрытый предмет перенести или отодвинуть, то кроха не поймет, что произошло. 

Дитя до года пытается освоить совместные действия с взрослым и тянется к ручке, когда они пишут или «помогает» готовить. Важно позволить малышу присоединится к процессу, чтобы он повторял движения, усваивая новые навыки и стимулируя познавательную деятельность психики. Таким образом удается развивать принятие группы, умение слаженно действовать и инициативность. 

В заключение

Своевременное развитие психики крохи зависит от новых впечатлений и наличия преград. Преодолевая трудности ребенок взрослеет и формирует новые навыки.

Загрузка...