Артикуляционная гимнастика для маленьких детей

Когда маленький ребенок произносит первые слова, многих вокруг умиляет его бессвязный и неразборчивый лепет. Со временем появляется желание, чтобы малыш не просто говорил, а делал это понятно и красиво. У многих детей данное умение возникает не сразу. Зависит оно от слаженности многих человеческих органов. Для того чтобы сделать речевой аппарат уже в раннем возрасте более послушным зачастую применяется специальная артикуляционная гимнастика для детей.

 

Целесообразность артикуляционной гимнастики

Мимическая гимнастика для детейКак известно, неправильная или слишком нечеткая речь приносит маленьким детям немало моральных затруднений, заключающихся, прежде всего, в насмешках со стороны сверстников и постоянных придирках со стороны взрослых. Из-за этого ребенок может замкнуться в себе, стать менее активным. Дабы психика малыша не испытывала негативных воздействий, ему необходимо вовремя помочь. 

Сложный, но необходимый процесс обучения правильному произношению звуков необходимо начинать с занятий по усовершенствованию артикуляции. Артикуляционная гимнастика является полезной и для детей, у которых с произношением звуков особых проблем нет, но оно является несколько вялым. Про таких обычно говорят, что у них как будто «каша во рту».

Данная гимнастика позволяет разработать подвижность всего речевого аппарата и в особенности языка, а также выработать правильную струю воздуха, образуемую при произношении звуков. Если начать заниматься с ребенком с 2-3 лет, то это будет являться отличной профилактикой, позволяющей избежать речевых нарушений. Специалисты отмечают, что чем раньше начинаются занятия артикуляционной гимнастикой, тем значительней будет конечный результат.

 

Правила проведения гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детейЧтобы артикуляционная гимнастика принесла требуемую пользу, важно усвоить ряд правил. Пожалуй, самое главное из них заключается в том, что выполнение всех артикуляционных упражнений должно превратиться для малыша, прежде всего в увлекательную игру. Обучение в этом случае будет проходить значительно быстрее.

Вначале артикуляционную гимнастику проводят перед зеркалом. Желательно, чтобы оно было большим по размеру, и в нем могли одновременно отражаться ребенок и взрослый. Порядок выполняемых действий должен быть следующим:

  • Взрослый показывает как необходимо делать упражнение. Все действия должны выполняться медленно и как можно четко. Желательно сопровождать их словесными комментариями о правильном положении органов лицевой части.
  • Малыш повторяет показанные ему действия. Делает он это, глядя в зеркало.
  • Взрослый внимательно наблюдает за процессом и своевременно указывает на ошибки. Если у малыша не получается правильно выполнить упражнение, то ему требуется помочь, используя для корректировки либо ручку чайной ложки, либо просто чистый палец. Не рекомендуется критиковать или ругать ребенка за неправильно выполняемые действия. Однако обязательно высказывать похвалу за те манипуляции, которые у него получаются.
  • Конечный этап – проведение упражнений без использования зеркала. В этом случае малыш должен руководствоваться только своими ощущениями.

Лучше всего артикуляционные занятия проводить дважды в сутки – в утренние и вечерние часы. Время одного сеанса упражнений – 5-7 минут. Оно также может корректироваться в зависимости от конкретного возраста ребенка и его непосредственной усидчивости. В период занятий с малышом 3-4 лет следует обращать внимание на усвоение основных движений. Для обучаемого 4-5 лет предъявляемые требования должны быть более строгими: во всех движениях должна прослеживаться плавность и четкость.

 

Упражнения, направленные на улучшение артикуляции

Основная цель артикуляционной гимнастики – научить ребенка правильно произносить звуки. Главная трудность зачастую наблюдается в отношении шипящих и свистящих звуков, а также нелегко дающихся звуков «р» и «л». Для формирования четкого их произношения должным образом должна быть развита подвижность губ и щек. Достигается это за счет мимической гимнастики, предназначенной для маленьких детей.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детейЧто касается тренировки губ, то для этого подойдут следующие действия:

  • непродолжительное удерживание губ в широкой улыбке, при которой не видны зубы;
  • вытягивание губ вперед сначала трубочкой, а затем и хоботком;
  • смыкание зубов, округление губ и незначительное вытягивание их вперед;
  • смыкание зубов и приподнимание верхней губы с обнажением верхних резцов;
  • поочередное покусывание и почесывание нижней и верхней губ зубами;
  • вытягивание губ трубочкой и дальнейшее растягивание их в улыбке;
  • вращение вытянутыми трубочкой губами влево, вправо и по кругу;
  • хлопанье губами друг об друга с издаваемым глухим звуком;
  • растягивание вверх и вниз обеих губ сомкнутыми большими и указательными пальцами рук;
  • втягивание щек и открывание рта с имитацией звука поцелуя;
  • выдыхание воздуха ртом с вибрацией губ.

Щеки же тренируют за счет таких действий:

  • похлопывание и растирание;
  • надувание обоих щек и каждой щеки по очереди;
  • втягивание щек;
  • шлепанье кулаками по надутым щекам с целью выхода из них воздуха.

 

Отработка свистящих звуков

Артикуляционные упражнения для детейК свистящим звукам, которые порой нелегко даются маленьким детям, относятся звуки «с», «з», «ц». Для оказания помощи малышу целесообразно использование комплекса следующих упражнений:

  • «Заборчик». Ребенок должен улыбнуться как можно широко, а также показать сжатые зубы. Длительность упражнения составляет 5-7 секунд. Данные действия необходимо повторять 4 или 5 раз.
  • «Слоник». Губы на 5-7 секунд необходимо вытянуть вперед трубочкой, сжав при этом зубы. Повторяется упражнение 4-5 раз.
  • Чередование упражнений «Заборчик» и «Слоник». В этом случае двигаться должны только губы, а нижняя челюсть остается неподвижной. Количество повторений манипуляций – 5-6 раз.
  • «Чистим зубы». Вначале необходимо пошире открыть рот и улыбнуться, обнажив зубы. Далее следует кончиком языка как будто «чистить зубы» с внутренней их стороны, двигая им влево и вправо. Сначала «чистят» нижние зубы, затем – верхние. В течение всей процедуры губы должны быть обязательно растянуты в улыбке, а нижняя челюсть должна пребывать в неподвижном состоянии. В рамках одного упражнения совершают 5-6 повторений движений.
  • «Больной пальчик». Необходимо поместить кончик высунутого языка между губами и подуть на приставленный ко рту палец. В ходе упражнения делается глубокий резкий вдох и длительный выдох. Воздух изо рта при этом поступает между языком и верхней губой. Щеки надувать нет необходимости. Манипуляции повторяются в среднем 5 раз.
  • «Горка». Следует пошире открыть рот и улыбнуться, показав свои зубы. Далее кончиком языка упираются в нижние зубы. Спинку языка приподнимают кверху. При этом он должен оставаться исключительно твердым, «не вываливаясь» на зубы. Удерживают его в таком положении около 5 секунд. Повторяют упражнение 4 или 5 раз.
  • «Ледяная горка». В процессе совершения предыдущего упражнения ребенку необходимо указательным пальцем надавить образовавшуюся «горку». Язык должен оставаться твердым и не отодвигаться под нажатием пальца. Совершают данные действия около 5 секунд и повторяют 5 раз.
  • «Горка закрывается – открывается». После того как сделана горка необходимо, не отводя язык от нижних зубов, сжать челюсть. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке, а зубы – обнажены. Затем следует открыть рот, сохраняя положение языка. Длительность упражнения и частота повторений идентична последним двум упомянутым гимнастическим приемам.

 

Отработка шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для детейДля отработки произношения так называемых шипящих звуков существует особый комплекс упражнений. Для этой цели можно также воспользоваться некоторыми приемами для отработки свистящих звуков. Это упражнения «Заборчик» и «Слоник». Тренировка грамотного произнесения звуков «ш», «ж», «ч», «щ» осуществляется благодаря следующим гимнастическим приемам:

  • «Непослушный язычок». По плоскому высунутому кончику языка необходимо пошлепать губами обязательно произнося: «Пя-пя-пя». Повторяется упражнение 5 раз.
  • «Блинчик на тарелочке». Кончик языка необходимо поместить на нижнюю губу, сказав при этом один раз: «Пя». Рот должен быть немного приоткрытым, а язык – неподвижным. Удерживать подобное положение следует от 3 до 10 секунд, а повторять манипуляции необходимо 4 или 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Кончиком языка необходимо сверху вниз облизать верхнюю губу. В ходе этого должны виднеться нижние зубы. Зубы ни в коем случае не прикусывают язык, а нижняя губа должна быть оттянута книзу. Повторяют действия от 3 до 5 раз.
  • «Индюк». Кончиком языка необходимо быстро передвигать вперед и назад по верхней губе, имитируя звуки, издаваемые индюком («бл-бл-бл»). Произносить их рекомендуется на протяжении 5-7 секунд, делая вначале глубокий вдох.
  • «Подуй на челку». Высунутый кончик языка необходимо приподнять к верхней губе и подуть в сторону носа. Воздух должен поступать по середине обнаженного языка, щеки же при этом не надуваются. Повторяют манипуляции 5 раз.
  •  «Чашечка». Сначала следует открыть пошире рот и улыбнуться, показав зубы. Далее высовывают язык и приподнимают его передний и боковые края, формируя своеобразную «чашечку». Удерживают язык в соответствующем положении от 5 до 10 секунд, после чего повторяют все 4-5 раз.

 

Отработка звуков «р» и «л»

Упражнения «Заборчик», «Слоник», «Чистим зубы», «Вкусное варенье» подходят и для усовершенствования произношения звуков «р» и «л». Помимо них применяются и другие упражнения:

  • «Маляр». Необходимо широко открыть рот, растянуть в улыбке губы и показать зубы. Языком требуется двигать по твердому небу вперед-назад от зубов в сторону горла. Он не должен двигаться влево-вправо и отрываться от неба. Нижняя челюсть является неподвижной. Частота повторений действий – 5-6 раз.
  • «Лошадка». Необходимо цокать языком, то увеличивая темп, то замедляя. Делаются также паузы для отдыха.
  • «Грибок». Сначала следует приоткрыть рот и показать зубы. После единичного цоканья языком его прикладывают к небу и держат так от 5 до 10 секунд. Повторяют упражнение 2-3 раза.

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что артикуляционная гимнастика обязательно должна представлять собой широчайший комплекс упражнений, направленных на правильное развитие всех частей тела, участвующих в произношении слов. Не нужно зацикливаться лишь на избранных упражнениях. Также чем больше органов лицевой части будут задействованы в проводимых манипуляциях, тем лучше. Наступление возраста 2-3 лет должно стать стартом для систематических занятий этой крайне полезной гимнастикой.


Что еще почитать
Рейтинг (из 286 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!