Cенсорное развитие детей в раннем возрасте

Сенсорное воспитание детей через дидактические игрыВ процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и тактильных ощущений.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.

Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Важен он и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

 

Задачи сенсорного развития дошкольников

Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

  • Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает хватательные движения.
  • Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет, форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.
  • Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм, отношений по величине среди большого количества тел. Параллельно с усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца, осмотр и словесное описание, глазомерные действия.
  • С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит сложная фигура.

Сенсорное воспитание дошкольников должно представлять собой целенаправленную деятельность на основе системы занятий с детьми, разработанной с учетом названных задач и уделяющей внимание формированию сенсорных эталонов.

 

Основные сенсорные эталоны

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

  1. цвет – семь цветов спектра, оттенки;
  2. форма – фигуры геометрии;
  3. величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;
  4. звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;
  5. вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;
  6. запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны. Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

В младшем возрасте ребенок усваивает распространенные разновидности свойств, развивает способность использовать качества предметов во время манипуляций с ними.

 

Развиваем зрение

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в общении с мамой Сенсорное восприятие зрительных образов следует начинать формировать еще до года. Основное условие – постоянный контакт родителей и малыша во время бодрствования.

Советы для мам и пап:

  1. Когда ребенок бодрствует, сделайте так, чтобы он мог наблюдать за лицом взрослого на расстоянии 20-30 см: малыши обожают видеть изменяющуюся мимику.
  2. В кроватке повесьте игрушки, на которые будет смотреть ребенок. Контрастные черно-белые самоделки больше всего привлекут его внимание. Можно подвесить улыбающиеся лица, полоски и квадратики – младенец с удовольствием будет за ними следить.
  3. Для формирования навыка слежения водите в медленном темпе ярким предметом перед глазами ребенка вправо-влево. Когда такой уровень будет освоен, можно переходить к круговому движению и сверху-вниз.
  4. Давайте ребенку смотреться в зеркало: он получит положительные впечатления от подобной игры, наблюдая за самим собой.

Сенсорное воспитание дошкольников через развитие зрительного восприятия позволяет им усвоить основные виды свойств предметов.

Цвет – красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Сначала ребенок сравнивает предметы по принципу «такой, не такой». Затем он учится воспринимать оттенки на расстоянии, участвуя в игре типа «Принеси красный кубик», «Найди такой же». Сенсорное воспитание на следующем этапе включает занятия, где малыш начинает не только различать свойства по названию, но и называть их самостоятельно.

Целесообразно использовать для полноценного развития специальные дидактические игрушки и игры в процессе разнообразных видов деятельности: рассматривание со сравнением предметов и картинок в книжках, рисование в раскрасках, конструирование, аппликация, лепка.

Форма – овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция. Знакомство с ними идет по нарастающей – от простых, распространенных до сложных, редких. Дети постарше в процессе игры знакомятся с объемными фигурами – шаром, кубом, параллелепипедом и эллипсоидом.

Сенсорное восприятие форм, усвоение их названий развивается в повседневной жизни и на занятиях разными способами:

  • используя дидактические игрушки для практического знакомства с формой;
  • рассматривая эталоны плоских фигур и объемных тел;
  • с помощью развивающих настольных игр, пособий с заданиями и наклейками;
  • рисуя формы, создавая из пластилина, счетных палочек;
  • занимаясь продуктивной деятельностью – рисованием, аппликацией, конструированием.

44444 Величина – большой, средний, маленький, такой же. Для изучения признаков величины сначала рекомендуют использовать практическое наложение фигур друг на друга, чтобы сравнивать. Следующий шаг – зрительное восприятие величины предмета на расстоянии. Такое сравнение проводят на прогулке, при поездке в автобусе. Заключительный этап – называние, когда ребенок самостоятельно оперирует признаками величины.

Сенсорное воспитание базируется на принципе доступности знаний, знакомство с признаками величины идет постепенно: в младшем возрасте дети узнают о «большом – маленьком», «одинаковом, таком же по величине». По мере взросления добавляются частные признаки: «длинный – короткий», «узкий – широкий», «низкий – высокий».

Количество – больше, меньше, равно. Сенсорное развитие детей раннего возраста включает в себя и постепенное знакомство с элементарным количеством – мало, много, одинаково, больше – меньше, один, пара.

Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

  • сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
  • обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
  • словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
  • при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
  • обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

 

Развиваем слух

Эталонами звукового восприятия для дошкольников становятся звуки человеческой речи на родном языке, различной громкости звучание музыкальных инструментов, образцов детских музыкальных произведений.

Формирование музыкальных способностей дошкольников, понятие о соотношении высоты звуков, чувства ритма происходит в процессе участия в музыкально-дидактических играх. Такая деятельность обогащает воображение малышей яркими впечатлениями, способствует развитию восприятия и различения главных свойств звука в музыке и обычной жизни.

 

Развиваем осязание

Дидактические игры по сенсорикеСенсорное воспитание дошкольников включает развитие важного способа познания – осязания. Тактильные ощущения позволяют более полно воспринимать образы предметов, с которыми имеет дело малыш, сравнивать их. Но, главное, при этом активно развивается мелкая моторика руки, которая неразрывно связана со многими психическими функциями человека.

Формирование осязания начинается с самого раннего возраста, когда ребенку дают игрушки из разных материалов, предметы, внутри которых находятся безопасные наполнители, отличающиеся по размерам частиц.

Позже, на занятиях в детском саду и дома дети в процессе игр:

  • знакомятся с возможностями рук, их строением;
  • учатся выделять основные сенсорные шаблоны осязания – «гладкий – шершавый – колючий», «мягкий – твердый», «пластичный – липкий»;
  • развивают умение различать температурные различия (теплее – холоднее), массу (легче – тяжелее).

Связь сенсорного развития дошкольников с эстетическим воспитанием не вызывает сомнения. Если с малышом целенаправленно занимались до 7 лет, то он способен слышать больше оттенков музыки, воспринимать тонкое различие палитры цветов, различать более богатые вкусовые оттенки, так же как и нюансы ароматов. Это означает, что дошкольник получает гораздо более богатые впечатления от всего, что его окружает, он способен в более полной мере наслаждаться жизнью.

Обилие впечатлений способствует развитию воображения. У ребенка закладывается более прочная база для формирования полноценной, разносторонней личности.

 


Что еще почитать
Рейтинг (из 315 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!