Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Девочка дует на одуванчикСозидательная деятельность человека XXI века неизбежно приводит к грубому вмешательству в окружающую экосистему, расшатывая крепость ее звеньев и вызывая необратимые процессы. Экологическое воспитание дошкольников ставит своей целью помочь малышам увидеть взаимосвязь между природными сообществами Земли, ощутить себя их частью и обозначить личную роль в сохранении их равновесия.

Использование многообразия форм и методов работы, познавательно-практического интереса ребенка, потенциала его мышления дает возможность формирования у детей гуманного познания мира природы в процессе игры. Дошкольник вооружается системой экологических знаний, приобретает практический опыт, учится познавать мир прекрасного и пробует свои силы в его сохранении и умножении.

 

Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников

Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.

Пример экологического центра в ДОУЭкологический центр включает в себя комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью. Перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой.

Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки с расчетом, что в группе будет как минимум 5 человек. В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.

Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, ягод. Его можно оформить в виде паровозика, сказочной поляны, персонажей из мультфильмов. Наблюдая за развитием и ростом посадок дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

В экологическом центре может расположиться живой уголок с 2-3 представителями фауны: хомячок, мышка, морская свинка, попугай. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.

Мини-лаборатория для детейПознавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.

Оснастить такой центр можно микроскопом, зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников.

Тематические экологические станции организуются на игровых площадках с целью изучения объектов живой и неживой природы.

Экология для детей – это и станции «Лес», «Цветник», «Огород», «Луг», «Поле», «Пруд», «Народная аптека», которые уместнее будет оборудовать на территории детского сада вблизи от игровой площадки.

Здесь ребята наблюдают за растительным миром своего региона, учатся в условиях открытого грунта ухаживать за овощными культурами. Таблички с изображением овощей будут служить ориентиром для наблюдения и работы на своей грядке. Две-три сосны и несколько елей создадут небольшой лесной уголок, где можно наблюдать рост деревьев, появление молодых побегов на ветках, изучать шишки хвойных деревьев и находить их отличия.

Небольшой участок нескошенной травы станет хорошей имитацией луга, где дошкольники будут наблюдать за жизнью и поведением насекомых, жуков, червей. А посеянные пшеница, рожь, ячмень позволят сформировать представление о происхождении хлеба, научат бережному отношению к нему. На искусственном пруду дети могут наблюдать за растениями водоема: кувшинкой, ряской, камышом, осокой. В глубину мини-водоема следует запустить улиток, мелкую рыбешку. Здесь облюбуют себе место для отдыха бабочки и стрекозы.

К функциональным экологическим станциям можно отнести «Столовую для птиц», «Метеорологическую станцию», «Умелые руки».

В них ребята учатся составлять простейшие цепочки экологии, определяют направление и силу движения ветра, погоду. Здесь же, используя природный и бросовый материал, дошкольники занимаются изготовлением поделок, пробуя древесину, стебельки, шишки на прочность, гибкость, ломкость. Игры на станциях помогают развивать у детей мыслительные процессы, нравственные качества, мелкую моторику рук.

Запрещающие знаки, расположенные на станциях, в форме игры закрепят знания малышей о правилах поведения в природе, научат ценить экологию своего региона, помогут привести в систему экологическое воспитание дошкольников в соответствии требованиям учебной программы.

 

Разнообразие эффективных форм работы

В копилке воспитателя должны быть не только традиционные формы работы с детьми, она пополняется в зависимости от опыта педагога, его творческих поисков. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении реализуется через следующие виды деятельности.

Игра-занятие. Этот тип организованной деятельности является ведущим в жизни малыша, поэтому широко планируется для всех возрастов дошкольников. Работа по экологическому воспитанию детей может вестись в ходе сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Народная аптека», «Питомник», «Речной дозор», «Зоомагазин», «Ветеринарная аптека».

Зрелищные мероприятия. Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края. К таким мероприятиям относятся: «Хвала хлебу», «Праздник урожая», «Осенняя феерия», «Хрустальная зимушка-зима», «Грачи прилетели», «Здравствуй, лето красное!». Постановка мюзикла «Как звери к зиме готовились», опера «Бал цветов» способствуют образному восприятию и легкому усвоению материала.

 

Работа с семьей. Для раскрытия родителям понятия «экология для малышей» можно провести дни открытых дверей, экологические акции, туристические походы, путешествия, Дни доброты.

Сотрудничество с социумом. Программа по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает преемственность в работе дошкольного учреждения и начального звена общеобразовательной школы. Для формирования основ экологической культуры у дошкольников и школьников можно организовать форумы по обмену опытом детей, конкурсы «Юный исследователь», лаборатории «Советы ученого Пробиркина», мастерские «Уроки Самоделкина», клуб «Уроки экологической безопасности».

Дети в собачьем питомникеЭкскурсия в питомник поможет детям осознать кропотливость труда взрослых в процессе выращивания растений из маленьких черенков в большую садовую культуру. Посетить с детьми приемник для бездомных животных вместе с родителями – значит пробудить у воспитанников чувство глубокого сострадания к оставленным питомцам, желание заботиться о них и помочь найти своего хозяина.

Труд. Задачи программы воспитатель реализует в практической деятельности на участке, в экологическом центре, на тематических площадках.

Изготовление книжек-самоделок «Экологические сказки» в совместной деятельности детей с родителями позволят активизировать мыслительную деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжных страниц. Детям предлагается оформить такие книги, как: «Сказка о любопытной Козявочке», «Как путешествовала капелька», «Сказка о цветке Росянка». Мастерская по изготовлению кукол «Капелька», «Королева Экология», «Пробиркин», «Самоделкин», «Экологическая Безопасность»Подобные книги обогатят развивающие центры новыми персонажами, которые станут главными героями игры малышей, их советчиками в принятии грамотных решений в сохранении экологии своего участка.

 

Эффективность педагогических приемов и методов в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры у дошкольников подразумевает вариативность методов и приемов работы в подаче обучающего материала. Их разделяют на:

  • беседы;
  • наблюдения;
  • рассматривание объектов;
  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • метод проектов, игровых обучающих ситуаций.

Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника либо младшего школьника с природными объектами. Долгосрочные проекты разрабатываются для детей старшего возраста и они рассчитаны на реализацию задач экологического обучения малышей в течение одного учебного года в рамках учебной программы. Проект подразумевает длительный процесс наблюдения, экспериментирования с последующим анализом эффективности применяемых методов, приемов и форм работы с детьми.

Старшие дошкольники к завершению проекта научатся устанавливать связи, проводить параллели, видеть ошибки в деятельности, узнают пути их исправления. Они смогут сравнить результат эксперимента, экологического проекта с первоначально поставленной задачей, объективно прокомментировать результат совпадения их гипотезы с полученными данными. Ребята подведут итог бесполезности либо эффективности своей работы и поставят перед собой задачу достичь нового уровня. В группах среднего возраста подобные проекты могут длиться до 1 месяца, в младших – 1 неделю.

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.


Что еще почитать
Рейтинг (из 373 голосов)



Поделитесь и Вы своим опытом!