Календарь развития ребенка    Педиатр Галина Майер    08 февраля 2019, 21:50    12 Читают

Памятка родителям: что должен уметь ребенок к девяти месяцам

За первые месяцы жизни ребенок получает больше знаний, навыков и умений, чем за все последующие годы. В этот период происходит становление всех систем организма. Каждый день малыш делает что-либо впервые в своей жизни: улыбается, произносит новое слово или попадает ложкой в рот. Отслеживание этих событий и соотношение их с календарем развития помогает родителям предупредить возможные нарушения физического, речевого, социального или когнитивного развития. Изучив, что должен уметь ребенок в 9 месяцев по мнению врачей и педагогов, и сравнив с показателями собственного карапуза, можно понять, на какие именно занятия стоит обратить большее внимание.

Общие параметры по стандартам ВОЗ

В 2006 году Всемирная Организация Здравоохранения поправила принятые ранее эталонные нормы роста и веса с учетом современных условий рождения и вскармливания. Именно с этими графиками сверяются педиатры при оценке физического состояния малыша. Для возраста 9 месяцев нижняя и верхняя планки веса составляют в килограммах:

  1. для мальчиков от 7 до 11;
  2. для девочек от 6,5 до 10,5.

Показатели роста в сантиметрах:

  1. мальчиков от 67,5 до 76,5;
  2. девочек от 65 до 75.

Окружность головы в сантиметрах:

  1. мальчиков от 42,5 до 45,5;
  2. девочек от 41 до 46,5.

Окружность грудной клетки в сантиметрах:

  1. мальчиков от 44 до 50;
  2. девочек от 44 до 49.

Стоит отметить, что по данным педиатров, практикующих именно в России, эти данные несколько занижены. Средние показатели, на которые рекомендуют ориентироваться они, выше примерно на 10%. Они же советуют учитывать и вес ребенка при рождении и не волноваться, если богатырь, рожденный с весом более 4 кг, перевалил за указанную ВОЗ планку.

Многие мамочки ориентируются на динамическую формулу расчета оптимального веса. Для 9 месяцев она будет выглядеть таким образом: эталонный вес = 800 х 6 + 400 х 3 + вес при рождении. Этой формулой можно пользоваться до года, меняя 3 на число месяцев после полугода.

Физическое развитие

Девятилетний ребенок крайне активен. Ему требуется все больше пространства и объектов для детального изучения. Любопытство заставляет его уже не только быстро ползать, но и покорять вершины: привставать за игрушкой и садиться. Все опасные для него предметы постепенно переносятся все выше: малыш растет, он уже не та беспомощная кроха, которую родители принесли в конверте, а человек со своим характером.

Деятельность

Активное изучение окружающего мира – основная деятельность девятилетнего ребенка. Он пытается дотянуться до всего, что привлекает его внимание. Если до заманчивой цели надо ползти, он это моментально сделает, если дотянуться, то он найдет опору и привстанет. Чтобы лучше рассмотреть «добычу», прочно усядется и будет перекладывать ее и детально исследовать. Задействованы при этом обе руки. Особенная страсть – предметы с секретами, то есть те, которые имеют внутреннее пространство: баночки, коробочки, сундучки, сумочки. Захват мелких предметов также претерпел изменения: ребенок начинает пользоваться щепотью из 2-х и 3-х пальцев.

Сидит ребенок уже самостоятельно, шустро переворачиваясь со спины и занимая удобную статичную позу. Попытки ходить с поддержкой родителей многие дети уже тоже предпринимают.

Прием пищи

Для кормления уже не требуется держать малыша на руках, он вполне может не только сидеть на предназначенном для этого стульчике самостоятельно, но и держать и пользоваться столовыми приборами. Соска должна отойти на второй план и постепенно исключаться совсем. Научить малыша кушать, можно собственным примером. Девятимесячный ребенок уже пробует повторить действия взрослого и такая «игра» ему наверняка понравится. Естественно, детские приборы должны быть безопасными. Поильную чашечку можно приобрести с крышкой-непроливашкой.

Покусывание выданной карапузу печеньки или чуть засушенного хлебного ломтика доставит двойное удовольствие: смягчит зуд режущихся зубов и насытит. Маме придется потерпеть перемазанную физиономию и рассыпанные крошки, – это необходимый этап его развития.

Занятия с ребенком обязательно должны включать упражнения на развитие мелкой моторики, тем более, что все предпосылки к этому уже есть. Девятимесячный ребенок с удовольствием будет перекладывать орехи или крупные пуговицы из одной коробки в другую, переливать воду между двумя емкостями с помощью ложки. Эти занятия могут продолжаться часами, если подобрать действительно интересные ребенку предметы. Пожертвовать можно старыми газетами, попытавшись заострить внимание, на том, что это не книга и их рвать можно. Книжки с толстыми страницами, которые ребенок в состоянии перевернуть, также можно использовать во время обучающих занятий.

Умственное развитие

Ребенок начинает интересоваться не только бездушными предметами, но и окружающими людьми. Именно их действия становятся двигателем его развития. Наблюдая за сборами мамы он может пробовать надевать любой предмет в качестве шапки, подражая папе – «звонить» с колечка от пирамидки и «объяснять» что-то виртуальному собеседнику. Функциональность предметов начинает интересовать больше их формы: гремящая коробка будет подвергнута попытке вскрытия для изучения источника звука, а папа, один раз подавший брошенную игрушку, будет обязан повторять это действие часами под довольное гуление и смех чада. Можно научить малыша катать в ответ мячик, такая забава ему обязательно придется по душе.

Речевые навыки

Отчетливое «ба-ба-ба» и «мам-ма-ма» при виде конкретного человека от малыша уже можно ожидать, хотя пока это больше похоже на пение. Ребенок пробует силу голоса, играя губами и языком. Многие предметы он узнает по названиям и может подать по просьбе. Родственников и форму обращения к ним он тоже запомнил. Занятия в виде «А где у нас папа?» даже с элементами пряток доставляют массу удовольствия.

Учить ребенка словам и звукам становится все проще: он активно пытается подражать взрослым.

При демонстрации ребенку картинки с изображением какого-либо животного он может имитировать их голос: мяукать, мычать, лаять. То же самое животное в другом изображении например в виде игрушки, он также способен опознать. Слова «дай», «возьми», «где?» уже прочно отложились в голове.

Так как с произношением гласных звуков, обычно, у этому моменту все прекрасно, и именно их в виде рулад родители слышат часами от бодрствующего в хорошем настроении малыша, то большее внимание можно уделить произношению согласных. Учить, опять же, придется собственным примером, облекая занятия в форму игры.

Психо-эмоциональные реакции

Яркое проявление эмоций девятимесячным ребенком позволяет взрослым практически полноценно общаться. Он мимикой демонстрирует и радость, и обиду, и удивление. Постепенно проходит страх перед посторонними взрослыми, если таковой имелся, начинается период активной социализации. Его внимание привлекают и другие дети, поэтому можно начинать учить малыша элементам взаимоотношений в коллективе, например делиться игрушкой и не распускать руки. Малыш при этом уже воспринимает собеседника не только в целом. Он показывает глазки, ушки, носик как на своем изображении в зеркале, так и на другом человеке. Вместе с этим знанием постепенно приходит и понимание эмоций собеседника. При совершении неправильного действия в качестве порицания достаточно будет продемонстрировать недовольство голосом и жестом, чтобы ребенок понял оплошность. 

В 9 месяцев появляются симпатии не только к людям, но и к игрушкам. Определенного мишку ребенок может выделять из общей массы, отказываясь расставаться с ним даже на период стирки. Такая любовь помогает родителям учить дитя большей самостоятельности, например спать отдельно от взрослых, но со своим любимцем.

В заключение

  1. Родителям, особенно испытывающим эту ответственность впервые, свойственно чувство тревоги. Важно понять, что каждый ребенок индивидуален, и любые усредненные календари развития или опыт других родителей не могут учесть всех особенностей конкретного малыша; 
  2. Если девятимесячный малыш категорически не желает садиться или не знает каких-либо внесенных в перечень обязательных слов, то учить его насильно не надо. Такие действия только усугубят отрицание. На приеме у педиатра необходимо обратить внимание на эти особенности и получить направление к специалисту, чтобы убедиться, что существенных нарушений, мешающих полноценному развитию, нет;
  3. Определив, что малыш знает и умеет больше относительной нормы, нужно и дальше стимулировать его прогресс, обеспечивая все условия для развития, быть может, будущего гения.
Рейтинг из 514 голосов