Развитие подростка    Психолог Мила Баковская    18 апреля 2019, 01:44

Как развивать интеллект у ребенка

Когда ребенку исполняется три года, перед его родителями становится вопрос, о том, что такое интеллектуальное развитие дошкольников и какие методы и игры могут его улучшить. Для малышей дошкольного возраста прямым путем самосовершенствования является именно обучение в процессе игры. При рождении дитя еще не наделено мышлением. Чтобы это произошло, ему необходим некий чувственный и практический опыт, который он закрепит памятью. Первые проявления элементарного мышления появляются только к концу первого года жизни. Естественно, мышление претерпевает изменения на протяжении всей жизни: от рождения до смерти человека. И на каждом этапе оно имеет свои особенности. Данная статья посвящена развитию его у детей. Интеллектуальное развитие ребенка хорошо поддается улучшению в процессе игры.
0 Обсудить    2 Читают

Особенности развития мышления в раннем возрасте

Мышление – это такой психический процесс, который позволяет сформировать понятие, на его основе выдвинуть суждение. После этого важным этапом размышления становится сравнение суждений, которое приводит к определенным выводам. Таким образом формируется заключение на основе нескольких суждений.

В процессе развития мышления постепенно расширяется содержание мысли, последовательно возникают формы и способы мыслительной деятельности, они изменяются по мере взросления дитя и общего формирования личности. Это познавательные процессы. У малыша появляется интерес к окружающему миру, который он выражает с помощью вопросов родителям, а также самостоятельно в процессе игры. Именно игры – это хороший способ как объяснить дитю интересующие его вопросы, так и обучить его чему-то новому.

С 5,5-6 лет интеллектуальное развитие ребенка складывается так, что он уже может оперировать образами (образное мышление), но опирается исключительно на свое представление. Само понятие у него крепко привязано к картинке. Он еще не может мыслить символами, отвлекаясь от реальности. Малышам этого возраста рекомендованы игры, которые направленны на умение создавать в воображении различные образы, то есть визуализировать их.

А уже, примерно к семилетнему возрасту начинают формироваться два абсолютно новых вида мышления:

  1. словесно-логическое;
  2. абстрактное.

Именно от них и зависит успешность малыша в школе.

Методы улучшения интеллекта дошкольников

Мышление, для образовательных целей, можно разделить на:

  1. наглядно-образное;
  2. словесно-логическое;
  3. абстрактное.

Задачи, которые предоставляются для решения ребенку в процессе игры должны быть для его возраста и соответствовать уровню развития малыша.

В основном все методики обучения и развития интеллекта у детей можно обобщить до трех больших групп:

  1. индуктивные (от единичных умозаключений к выводам);
  2. дедуктивные (от общего к единичному);
  3. традуктивные (от одного суждения к другому, от определенного заключения, к выплывающему из него другому заключению или выводу).

Пример игры для развития трандуктивного мышления – это методика сравнения нескольких предметов: что у них общее, а что разное. Эта задача позволяет регулировать уровень сложности, при этом подход к каждому ребенку гарантируется индивидуальный. Такие игры можно использовать как первую ступень на пути к умению решать логические задачи. Например, «у Маши кошка маленькая, пушистая и рыжая. А у Тани – большая, пушистая и белая. Ребенку предлагается дать ответ на вопрос: «что в этих кошках одинаковое, а что разное».

В качестве дедуктивных задач можно предложить дошкольнику обобщающие упражнения. Подбирать задачи нужно исходя из словарного запаса дитя. Ребенку называют фрукты, овощи, животные. А он, например, должен выбрать, что из них относится к фруктам, а что к овощам. Эти же упражнения можно делать и наоборот.

Подготовка ребенка к обучению

Способы проверки уровня интеллектуального развития у детей

Исключительно при целенаправленном обучении и воспитании детей у них развивается организованное и структурированное мышление. Это основное условие приобретения малышом способности понимать, где добро, а где зло, взвешивать все за и против и выбирать между этими понятиями. Сначала он может решать только самые простые задачи, но потом перед ребенком откроется целый мир с его требованиями и условиями, в котором ему придется жить. И школьники уже всецело понимают требования, предъявляемые взрослыми, и могут выбирать свой вариант: подчинения или протеста.

Чтобы проверить интеллектуальное развитие ребенка можно воспользоваться специальными тестами. Безусловно один тест не отражает полной картины, ему в дополнение должны служить консультации психолога и невропатолога. Но для базовой оценки уровня когнитивных навыков, тесты полностью подойдут.

Необходимый запас знаний дошкольника

Собирая малыша в первый класс, важно знать, не только с каким портфелем он туда отправится, но и какой багаж знаний он будет нести за своей спиной.

Не следует огорчаться, если он не совсем преуспевает в обучении. Не особо умным считали в школе Д. Уатта. В будущем он стал тем самым человеком, который изобрел универсальный паровой двигатель. Дарований великого французского драматурга Корнеля сначала тоже не рассмотрели. Считалось, что немного способностей в детстве имели Линней, Байрон, Гельмгольц, Эдисон, Ньютон, Гоголь.

Хорошо, когда ребенок поступает в школу со знаниями читать, писать. Он знает сложение и много цветов. Хотя всему этому все равно его могут научить в школе, наши учебные программы сложены таким образом, что дети, одаренные знаниями выше среднего, в младших классах просто деградируют. Родителям не стоит останавливаться заниматься со своим чадом и сбрасывать всю ответственность на учителей.

Школьный возраст на то и хорош, что ребенок уже понимает, какую информацию он усваивает, но и процесс обучения идет семимильными шагами. Малыш непроизвольно, словно «губка» впитывает всю информацию, которая попадает в его маленькие ушки.

Причины нарушений когнитивных и познавательных функций

Нарушение интеллекта – это такое состояние, при котором качественно и количественно снижаются когнитивные функции человека. Иногда такое снижение бывает вплоть до невозможности себя обслужить в повседневной жизни. Все эти состояния называются деменциями. При этом деменции бывают:

  • врожденные;
  • приобретенные.

Диагноз врожденная деменция (олигофрения) ставится в возрасте до трех лет. У дошкольников (3-7 лет) уже может быть диагностирована приобретенная деменция (вследствие инфекций, действия повреждающих факторов, травм головного мозга).

Дети с нарушением интеллекта могут быть разделены на две большие группы:

  1. те, кто могут самостоятельно себя обслуживать;
  2. те, кому необходима посторонняя помощь, чтобы осуществлять выполнение минимальных жизненных потребностей.

Интеллектуальное развитие ребенка, входящего в первую группу можно и нужно развивать. При этом он сможет даже посещать школу, получить определенное образование и профессию. Таких детей можно обучить читать и писать. Безусловно, значение сложных поговорок они понять не смогут. Но если с ними заниматься с самого раннего возраста, такие ребята могут хорошо адаптироваться в окружающем их социуме.

 Выводы

  1. Развитие мышления складывается из того, на сколько хорошо сам малыш будет стараться учиться и много ли усилий приложат его родители и воспитатели к этому.
  2. Развивая интеллект у детей, необходимо подбирать соответствующие поставленным целям задачи. Для улучшения словесно-логического мышления идеальными будут методики, позволяющие решать логические задачи на индуктивные, дедуктивные и трандуктивные знания.  
Загрузка...