Знакомство с буквами и звуками
Процесс подготовки к обучению грамоте в школе трудоемкий, чтобы он был успешным, помните:
- любое изучение букв, звуков, первые попытки сложить их в слова – все должно происходить в увлекательной, игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в детстве;
- освоить навыки чтения малыш может только в определенной очередности, как будто он взбирается по лесенке наверх.
Если соблюдать требования каждого этапа, то малышу в школе по развивающим программам будет комфортно обучаться.
На начальном этапе изучения лучше буквы называть теми звуками, которые они обозначают (не «эн», а «н», не «ща», а «щ»). В домашних условиях используйте разнообразные игры для знакомства с ними.
- Распечатайте буквы на листах и развесьте по комнате. Они должны постоянно попадаться на глаза. Мимоходом упоминайте названия звуков, соответствующих им.
- Гуляя по улицам, обращайтесь к вывескам, надписям на витринах – находите вместе знакомые контуры, пусть малыш называет их, узнавая в стилизованных надписях.
- Придумайте, на что похожа та или иная буква – такие задания на ассоциации помогают запоминанию.
- Приобретите в магазине набор букв для школы – чем крупнее купите, тем лучше. Хорошо, если они будут на магнитиках, ведь тогда можно с ними играть даже на дверце холодильника в кухне, пока мама готовит обед.
- Легко подобрать развивающую книгу – азбуку в картинках. При чтении вслух дошкольнику запоминается и само изображение, и звук.
- Рекомендуется для игры сделать самодельные буквы из разных материалов: наждачка; бархатный картон; соленое тесто; пластилин; глина; мокрый песок.
Ребенок, ощупывая буквы руками, проводя пальцами по контуру с открытыми или закрытыми глазами, запоминает их прочнее. А потом можно поиграть в такую забаву: сложить в коробку или мешочек буквы, затем доставать их, угадывая на ощупь и произнося звук.
Читаем слоги
Карапуз выучил буквы, свободно называет слова, которые начинаются на них, находит каждую среди других. Процесс второго этапа подготовки к обучению грамоте (соединение в слоги) у каждого дошкольника происходит по-своему, поэтому стоит набраться терпения.
Сразу необходимо исключить побуквенный способ чтения: «м» + «а» = «ма», «ш» + «а» = «ша», вместе «Маша». Он запоминается быстро, хотя такой метод крайне негативно влияет на скорочтение и приводит к ошибочному написанию слов.
Работа над произнесением слога должна быть увлекательна и проста. Поэтому методисты дошкольного образования предлагают несколько вариантов изучения и закрепления связи между произнесением и видом слога в процессе игры.
- Подражание. Следует часто читать ребенку слоги произвольной сложности, чтобы он повторял за вами, – запоминание происходит механически и соединение звуков совершенствуется за счет постоянного повторения.
- Игра «Горка». Как и в школьной программе, для облегчения чтения используются наглядные схемы, где слова сопровождаются подстрочными дугами с точками. Они соединяют буквы по парам в единое целое. Поднимаясь по дуге вверх, малыш произносит слоги плавно, а при спуске быстро. «Кататься» следует вместе с ребенком и лишь после прочного усвоения дать ему самостоятельность.
- Слоговые таблицы, как в школе. Они представляют собой набор слогов, структурированных по сложности, предназначенный для автоматизации прочтения. Дети с таблицами работают сосредоточенно, не отвлекаясь на яркое оформление, как с другими пособиями. Повторения должны быть многократными, потому что дети не запоминают все слоги. Первый раз таблицу должен для примера читать взрослый. Читать малыши могут как угодно – хоть по строчкам, хоть в столбцах.
- Печатные настольные игры. Такие пособия нацеливаются на то, чтобы дошкольник к слогу подобрал соответствующую картинку, произнося название изображенного на рисунке предмета.
К концу обучения слогам малыш не должен растягивать произношения звуков. Иначе он забудет, в каком порядке прочитал буквы.
Слова – читаем, понимаем
Обучение детей чтению по дошкольной программе на этом этапе предполагает умение ребенка бегло произносить слоги – это необходимое условие для понимания написанного. Темп прочтения должен соответствовать скорости, с которой малыш разговаривает. Какие же задания давать дошкольнику, чтобы он научился читать и понимать?
- Начинать рекомендуется со столбиков слов с одинаковым началом (концом) для автоматизации техники чтения. Выполняется игра следующим образом: прочитываются слова несколько раз, ускоряя темп и меняя громкость; дальше следует обсуждение – что непонятно, какие общие признаки у слов в столбике; задание – родители произносят прилагательное, а малыш подбирает слово из столбика (мягкая – подушка, яркое – солнце).
- Полезно давать для чтения надписи с картинками, потому что в русском языке иногда буквы читаются не так, как пишутся, тогда зрительный образ помогает к этому адаптироваться .
- Настольно-печатные игры. В их комплект входят яркие рисунки предметов с карточками-подписями к ним. Можно просто читать или разнообразить способы игры: дать подписи и картинки с разницей в количестве на одну: задача заключается в том, чтобы найти лишнюю или недостающую; разложить предметы с подписями, дошкольнику дать минутку запомнить, затем поменять слова к рисункам местами – пусть он восстановит, как было;
- Пригодятся купленные ранее наборы букв и кубиков с ними – из них ребенок складывает слова. Здесь идет работа над фонематическим восприятием, способностью концентрировать внимание, анализировать и синтезировать.
- Развивая попутно мелкую моторику руки, можно лепить из пластилина буквы для слова и выкладывать его.
- Напечатайте ребенку слова без пробелов в цепочку – пусть он, постепенно прочитывая ее, выделяет названия.
Обратите внимание: слова надо проговаривать четко, так, как они пишутся.
Учимся понимать прочитанное
Когда дошкольник по выбранной родителями программе привык бегло читать, ему необходимо научиться осмысливать текст. Взрослые могут помочь малышу и на этой стадии.
- Следите, чтобы в предлагаемом тексте слова были понятны ребенку, если встречаются незнакомые, то значение необходимо объяснить: столкнувшись с таким словом, он концентрирует внимание именно на нем, забывая о прочитанном.
- Многим детям сложно с одного раза удержать предложение в памяти, поэтому пусть малыш прочтет несколько раз, чтобы понять смысл. При этом не перестарайтесь, иначе ему станет скучно от однообразия.
- Не заставляйте ребенка торопиться, потому что он начнет догадываться о слове по начальным слогам, а не прочитывать полностью, и в итоге получит сумбур.
- Если ребенок пропускает буквы в словах, заменяет или добавляет их, вернитесь к слоговым таблицам, чтобы позаниматься еще над автоматизацией.
В заключение
Формирование навыка беглого чтения неразрывно связано с развитием мелкой моторики руки. Давайте малышу больше играть с пластилином, вырезать из бумаги, перебирать мелкие предметы. Для подготовки к обучению грамоте в школе, необходимо также работать над развитием памяти, словарного запаса. Самый лучший способ – много читать ребенку вслух с раннего возраста. Развитая память, воображение, богатый словарный запас, прочные навыки осознанного чтения – это важные составляющие успешного обучения по программам в школе.
Комментарии ()