Развитие подростка    Психолог Мила Баковская    03 мая 2019, 02:25

5 эффективных упражнений для развития памяти у ребенка

Каждая мама знает, что у дошкольников плохая память, они часто не помнят простых вещей. В этом нет ничего страшного — это особенности развития, которые зачастую проявляются, когда ребенок идет в школу. Поэтому рекомендую организовать досуг таким образом, чтобы происходило усвоение не только интересный и выгодных ребенку занятий, но и напрямую развивающих память упражнений.
0 Обсудить    2 Читают

Роль памяти в познавательном процессе

Сложно переоценить роль памяти в познавательном развитии  дошкольников. Для осознания мира нужна память, двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная память необходима, чтобы ребенок запоминал собственные движения и таким образом вырабатывались навыки самостоятельных действий. Эмоциональная — развивает способность сочувствовать и сострадать, это очень важно при формировании личности. Образная — отвечает за процессы восприятия, мышления и воображения, за развитие творческих способностей ребенка. Словесно-образная — отвечает за процессы восприятия и запоминания информации, которая была произнесена, а так же отвечает за логическое мышление.

Все эти виды очень тесно связаны между собой, их нужно постоянно развивать. В разных ситуациях доминирует определенный вид памяти.

Произвольная и непроизвольная память ребенка

В процессе познания, так случается, что ребенок усваивает только то, что ему действительно интересно, а что не вызывает интереса – почему-то, не запоминается. Поэтому, память  может быть произвольная и непроизвольная. В дошкольном возрасте работает исключительно непроизвольная память и происходит усвоение информации  без приложения усилий, поэтому познания полезных вещей нужно организовать так, чтобы происходило непроизвольное запоминание задания. Потому что малыша не заставить к намеренному запоминанию, это способности развиваются в более взрослом возрасте, например, у школьников, во время выполнения домашнего задания или на уроках. По рекомендациям психолога, можно с детства развивать логическое мышления в виде игры, чтобы в более взрослом возрасте происходило непроизвольное запоминание проще.

Непосредственная и оперативная память

От того, сколько длится  хранения информации в голове, память может быть непосредственной или оперативной. Непосредственная отвечает за мгновенное выполнение задачи мозга. Непосредственная память – это кратковременная память, которая длится пару секунд. А вот оперативная – это долгосрочное запоминание важной информации или выполнение действий на основе информации, которая была сказана некоторое время назад.

Основная задача родителей и педагогов – развивать оперативную память, переводить информацию из непосредственной в оперативную память,  чтобы ребенок мог запоминать на длительный срок.

5 упражнений для развития памяти у детей

И так, развитие памяти у детей дошкольного возраста педагоги и психологи предпочитают проводить в виде игр. Они разработали ряд специальных упражнений, которые помогут родителям подготовить ребенка к школе. Эти упражнения довольно легкие и проводятся в виде игры. Например, упражнение «Мысленные образы» развивает мышление и фантазию, способность к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Осознание визуального материала» развивает способность к визуальному запоминанию предмета и воспроизведению их на бумаге. Упражнение «Осознание словесного материала» используется для развития зрительной и слуховой памяти дошкольников. Упражнение «Оживление» развивает воображение, а упражнение «Двойная стимуляция памяти» способствует созданию связи между элементами одного целого.

Есть еще масса других интересных и занятных упражнений, которые помогут ребенку лучше познавать мир и развивать память.

Упражнение 1 «Мысленные образы»

Это упражнение может  проводится в два этапа. На первом этапе этой игры  ребенку предлагается изобразить на бумаге те образы, которые он представил, когда слышал речь родителя, а на втором этапе игры предлагается представить в уме образ и передать его эмоционально.

Упражнение 2 «Осознание визуального материала»

Очень интересная игра, для которой понадобятся готовые несложные картинки, часы, карандаши и лист бумаги. Ребенку предлагается в течение 40 секунд рассмотреть 1 картинку, а потом изобразить ее по памяти и сравнить с оригиналом. Более сложный вариант задания предусматривает  рассмотрение  несколько картинок одновременно, а потом изобразить их.

Упражнение 3 «Осознание словесного материала»

Суть этого задания – склонить ребенка к размышлению об услышанном или увиденном предмете, описать его. Это упражнение развивает правильную  речь.

Упражнение 4 «Оживление»

Эту игру лучше проводить среди нескольких детей, в виде игры. Детям предлагается загадать любого животного, представить его, а потом оживить, чтобы он жил своей собственной жизнью, двигался, размышлял. После того, как каждый участник игры опешит и покажет своего животного, можно подвести итог, чей рассказ и животное было самым интересным.

Упражнение 5 «Двойная стимуляция памяти»

Для выполнения этого задания понадобятся различные картинки, примерно, 20 шт. Ребенку предлагается выбирать любую  картинку, чтобы запомнить то слово, которое произносится, а потом с помощью картинок, вспомнить, какие же слова произносились. Это очень интересная игра.

Советы психолога

Чтобы ускорить развитие памяти в дошкольном возрасте психологи рекомендуют спрашивать у ребенка, что он помнит. Так родители имеют возможность понять, чем ребенок интересуется и что для него имеет значение, а что он не запоминает. Если ребенок не запомнил что-то, значит, это не представляет интереса. Фиксируйте внимание на хороших событиях, которые уже произошли, так ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Коллекционируйте приятные воспоминания, например, в виде фотографий, это способствует запоминанию радости. Ограничьте просмотр телевизора, та информация, которую ребенок получает из телевизора, не всегда является полезной, убедитесь, что те передачи, которые идут, соответствует детскому возрасту и интересам.

И последнее, детские игры стимулируют развитие в дошкольном возрасте очень важный этап и этим обязательно должны заниматься родители. Поскольку почти все будущие удачи и поражения напрямую связаны с развитием в дошкольном возрасте. После определения способностей ребенка, обязательно следует развивать их, например, записать в спортивную или музыкальную школу. Это будет способствовать развитию того или иного вида памяти, что, безусловно, положительно скажется на общем развитии и в будущем, Ваш сын или дочка обязательно скажут «Большое спасибо». 

Загрузка...