Развитие подростка    Воспитатель Ирина Кречетова    03 июля 2019, 22:28

Как развить мышление у детей дошкольного возраста

В детстве закладываются основы для развития мышления ребенка. Опираясь на наглядно-действенную форму мышления, начинает появляться наглядно-образная форма. Дошкольники становятся способными к обобщениям, первоначальному анализу, элементарной классификации, получаемой из опыта практической предметной деятельности самих детей. Позже умственные операции закрепляются в слове. Диагностика и развивающие игры оказывают, безусловно, благотворное влияние на развитие мышления, раскрытие познавательных способностей и интеллектуальной сферы.
0 Обсудить    3 Читают

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Дошкольникам приходится решать все более сложные, многогранные задачи, требующие определения, выделения и применения связей между объектами, явлениями, действиями. Выполняя учебные задания, в игре и конструировании дети не просто используют уже заученные действия, а регулярно приходят к новым результатам, изменяя привычные способы достижения цели.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет обязательное условие – получение новых знаний. Их усвоение, происходящее в результате мышления, расширяет спектр задач, доступных дошкольнику. Каждое новое усвоенное знание используется в мыслительных операциях и включается в развитие мышления.

Образное мышление – основная форма в дошкольном периоде. Младшие дошкольники решают возникающие задачи с помощью внешне-ориентированных действий. Старшие дошкольники постепенно переходят к решению, совершаемому в уме. С развивающимся логическим мышлением дети получают возможность предусматривать исход своих действий, планировать процесс.

Речь играет важную роль для дошкольника и определяет развитие мышления у детей. Чтобы решать умственные задачи не опираясь на образы, ребенку нужно усвоить понятия, знания о предметах, их отношениях, закрепляя это в слова. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста полноценно происходит после овладения детьми устной речью.

Диагностика мышления в дошкольном возрасте

У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, они оперируют образами. Словесно-логическое мышление зарождается только в среднем дошкольном возрасте, поэтому проводить диагностику нужно используя задания, соответствующие уровню развития детей. Также методики можно использовать непосредственно в качестве упражнений для развития мышления. Диагностика определит уровень развития мышления у дошкольников, что поможет скорректировать в дальнейшем обучение и воспитание малыша.

Методика для младшего дошкольного возраста

С помощью методики «Нелепицы» оцениваются простейшие образные представления об окружающем, о предметах, объектах, связях, отношениях между ними: людьми, животными, природой. Также возможно определение умения у ребенка грамматически верно выражать свои мысли и рассуждать логически. Таким образом, помимо диагностики мышления можно выяснить уровень развития устной речи.

Для процедуры понадобится картинка, на которой изображено семь определенно нелепых ситуаций с животными: кот в гнезде, рыба на ветке, птица в аквариуме, гусь в собачьей будке, поросенок на крыше и т.д. Рассматривая картинку, ребенок получает инструкцию: «Посмотри внимательно, скажи, все ли правильно нарисовано. Если тебе кажется что-нибудь неверным, то покажи это и расскажи, почему неправильно. Потом тебе нужно объяснить, как будет правильно».

Ребенок выполняет задание последовательно. Сначала указывает на нелепицы, а потом рассказывает, как есть на самом деле. За ограниченное время (3 минуты) дошкольник должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и успеть объяснить, что оказалось неправильным и почему.

Оценка результатов:

10 – указал все нелепицы, смог удовлетворительно рассказать, что неверно, и успел объяснить, как должно быть (очень высокий уровень);

8-9 – отметил все, но не успел объяснить или рассказать максимум о двух ситуациях (высокий уровень);

6-7 – заметил все, но для трех-четырех не успел дать объяснение и сказать, как должно быть (средний уровень);

4-5 – отметил все, но за отведенное время до конца объяснить не смог пять-семь нелепиц (средний уровень);

2-3 – не успел заметить от одной до четырех из всех имеющихся нелепых изображений, а времени на объяснение не осталось (низкий уровень);

1 – обнаружил меньше четырех нелепиц из семи имеющихся (очень низкий уровень).

Методика для среднего дошкольного возраста

Методика «Что здесь лишнее?» исследует элементы образно-логического мышления, способность дошкольника к анализу и умственным операциям обобщения, классификации. Также у ребенка диагностируется умение замечать связи между объектами, выделять общую характеристику, давать объяснение своему решению. В процессе диагностики расширяется кругозор, развивается восприятие предметов и устная речь.

Для диагностики применяется серия картинок с предметами из различных областей: яблоко, помидор, груша, мандарин; тарелка, вилка, пирамидка, кружка; стул, диван, стол, кастрюля; лиса, волк, воробей, заяц. Картинки раскладываются перед ребенком. При выполнении задания дошкольнику дается инструкция: «На картинках изображены предметы, но один является лишним. Определи этот предмет и объясни, почему он лишний». Время ограничивается тремя минутами.

Оценка результатов:

10 – времени на выполнение задания хватило меньше минуты, ребенок назвал правильно лишний предмет, изображенный на всех картинках, и объяснил свое решение (очень высокий уровень);

8-9 – справился за 1-1,5 мин. (высокий уровень);

6-7 – справился за 1,5-2 мин. (средний уровень);

4-5 – справился за 2-2,5 мин. (средний уровень);

2-3 – справился за 2,5-3 мин. (низкий уровень);

1 – не справился за 3 минуты (очень низкий уровень).

Методика для старшего дошкольного возраста

Детям, не задавая основание для классификации, предлагают самостоятельно разложить картинки по группам. По какому признаку это сделать – ребенок выбирает сам. Перед малышом раскладываются карточки и дается инструкция: «Попробуй эти карточки разложить по 4 группам так, чтобы каждая группа получила одно название».

Если дошкольник затрудняется с выполнением, ему оказывают помощь: раскладывают 4 карточки из одной группы и предлагают сделать выводы и продолжить самому. Если подсказка не помогла, то малышу называют основание для классификации, оставив разложенными выбранные карточки, и снова предлагают выполнить задание.

Оценка результатов:

3 – выполнение (высокий уровень);

2 – выполнение после расклада первых четырех карточек (средний уровень);

1 – выполнение после сообщения основания для классификации (средний уровень);

0 – невыполнение после всех вспомогательных действий взрослого (низкий уровень).

Игры для развития логического мышления в дошкольном возрасте

Дидактические игры – лучший вариант для развития логического мышления дошкольника. Создание дружелюбной атмосферы и занятия в непринужденной обстановке принесут пользу для развития и понравятся детям. Дошкольник готов к получасовым занятиям. Игры на развитие мышления могут применяться как в специально организованной в среде, так и на прогулке, в поликлинике, в обычной игровой деятельности.

Игра «Найди пару»

Вниманию ребенка предлагается картинка с изображенными вразброс парами варежек (4-5) с различными орнаментами. Дошкольнику нужно найти одинаковые варежки.

Игра «Кто лишний?»

Малышу предъявляют картинки с животными, трое из которых имеют общий признак, а один – лишний. Например: домашние и дикие, живут на суше и в воде, могут летать и нет.

Игра «Что на картинке?»

Используется серия картинок с незаконченным изображением. Учитывая возраст и развитие дошкольника, количество картинок варьируется. Детям предлагается угадать, кто же изображен. Например, собака: сначала на картинке четыре лапы, затем на следующей картинке уже добавляется хвост, потом уши и т.д.

Игра «Одним словом»

Дошкольнику показывается картинка с предметами, имеющими общее основание для объединения их в группу. Малышу нужно назвать все одним словом. Например: ложка, тарелка, сковородка, кастрюля – посуда.

Игра «Гуляем в зоопарке»

Детям предлагают представить себя на прогулке в зоопарке. Нужно назвать животных и птиц, которых можно встретить там. Игра усложняется тем, что потом надо повторить названия тех обитателей зоопарка, о которых сообщил другой ребенок или взрослый.

Выводы

Развитие мышления в дошкольном возрасте проходит путь от наглядно-образного до словесно-логического вида. Ребенок оперирует образами, представлениями, а к старшему дошкольному периоду уже опирается на слово. Мышление тесно связано с развитием речи. Диагностика и определение уровня развития мышления крайне важны в дошкольном возрасте. Ранняя конкретизация пробелов в развитии даст возможность подобрать коррекционную программу и устранить их. Использование дидактических игр повышает уровень развития логического мышления дошкольников. Развивающие занятия помогут ребенку подготовиться к школе.

Загрузка...