Как формируется речь у ребенка
До того как вы услышите цельные слова из уст малыша, он проходит необычайно сложный путь от формирования анатомического совершенства органов артикуляции до соединения нейронных цепей, благодаря которым осуществляется контроль над движением мышц и членораздельной речью. С самого раннего возраста эти механизмы стремительно развиваются. Они необходимы для того, чтобы подрастающий человечек смог не только строить предложения, но и эффективно участвовать в диалогических и коммуникативных взаимоотношениях с обществом.
Самые элементарные звуки издают даже новорожденные: они хныкают. Это врожденная программа, благодаря которой возможна передача сообщения о том, что ребенку не комфортно. Она представляет собой первые проявления диалогической речи. А через несколько недель после рождения тембр голоса ребенка начинает коррелировать с тембром голоса матери. Так начинается процесс подражания, который потом переходит на отдельные слова и звуки. Но не всё дети берут от взрослых. Учеными было доказано, что малыши способны к формированию новых понятий и терминов. Они могут интуитивно выучивать те слова, которых нет в словарном запасе их родителей или окружающих людей.
В целом, абсолютно все звуки, издаваемые детьми, являются врожденными способами коммуникации. Поэтому важно помнить, что любой звуковой отклик ребенка – это его шаг в развитии речи. К двум-трем месяцам они могут связать звуки голоса с присутствием взрослого. Если ребенок в этом возрасте услышит голос, он начнет глазами искать взрослого. Конечно, развитие речи дошкольников – задача не только для самих детей, но и для их родителей и воспитателей.
Что должен говорить ребенок в зависимости от возраста
Имеются определенные возрастные нормы, установленные на основании среднестатистических данных, как должна развиваться речь ребенка по годам и месяцам. Конечно, могут быть небольшие отклонения, как в сторону замедления развития, так и в противоположную, когда малыш перегоняет своих сверстников и уже в 4 года говорит сложноподчиненными распространенными предложениями.
Вербальные навыки детей в своем развитии проходят через несколько этапов:
- В три месяца появляется гуление (ребенок произносит звуки «а», «ы», «у»).
- Семь месяцев – лепет (первые одинаковые слога: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»).
- До одного года малыш пытается подражать звукам речи взрослых.
- В возрасте от 11 до 13 месяцев могут появляться первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба»).
- В 2-3 года малыш может формировать предложения.
- К двум с половиной годам дети знают разницу между понятиями «большой» и «маленький».
- К концу периода раннего детства называют свои имя и фамилию, могут пересказать короткие стихи и сказки, охотно общаются со сверстниками (проявление диалогической программы), развивают диалогические способности.
- А к четырем годам дети знают названия цветов и могут на память рассказать простые стихотворения.
- В пять лет малыш может построить сложное предложение, включающее аргументацию (это ознаменует появление элементарных логических навыков).
Речь не может развиваться в отдельности от других высших психических функций. Любое развитие оптимально будет только в случае, если все его составляющие развиваются гармонично. Так и с речью. Результаты будут неудовлетворительными, если огромное внимание уделят усовершенствованию речевых навыков, а, например, логически-смысловым, образным или волевым задаткам детей не придадут особой роли. А ведь все психические функции растущей личности одинаково важны!
Игры и методики, направленные на улучшение речевых навыков детей, представляют собой комбинированные программы, в выполнении которых задействована не только коммуникативная способность малыша, но также его дидактические и творческие навыки.
Как научить ребенка речевому общению
Способ 1 — игры
Детство тем и хорошо, что обучение с легкостью можно представить в виде игры. Для этого идеальным вариантом становятся дидактические методики. Существуют разнообразные варианты таких занятий. В качестве примера, послужит игра «вершки-корешки».
Задание этой программы озвучивается одним из родителей, воспитателем или каким-то другим взрослым. Играется в группе (5-7 человек). До начала игры всем детям раздают определенную (выбирается индивидуально) ценную «валюту»: конфеты, монетки, картинки или просто листики. Ребятам задают по очереди вопросы по классификации овощей. То есть, что в овощах съедобно – корешок или плоды. На вопрос дети должны давать односложный ответ: корешки или вершки (плоды). Если малыш не ошибся, ему достается одна «денежная единица». Те, кто ответил неправильно, должны отдать монетку, листик или конфетку (кто с чем играет) из своего банка.
Перед началом игры следует уточнить, что такое «корешки», а что такое «плод». То есть, съедобный корень овоща дети должны называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком. Существует и обратный вариант этой дидактической игры, когда взрослый говорит «корешки», а дети предлагают свои варианты, у каких овощей они съедобные. Такое занятие по силам ребенку любого возраста.
Другой пример игры – «дополни предложение». Эта дидактическая игра направлена на то, чтобы развивать у детей речевую активность и быстроту мышления. Занятие проходит в малых группах (3-5 человек). По правилам этой методики взрослый перебрасывает мяч каждому ребенку и говорит незаконченное предложение (например, мама купила...), а дети по очереди должны дополнить это высказывание, продолжить его и сделать законченным. Получится что-то вроде: «Мама купила: книжки, тетради, портфель». При этом малыши ловят мяч и бросают его обратно взрослому. Тот, кто поймал мяч, и дает ответ. Эта дидактическая игра – великолепный вариант для развития не только диалогических навыков, но и способности ребенка находиться в группе. И ожидать своего хода (права голоса), когда отвечает другой. К тому же, в процессе общения неуклонно развиваются и диалогические навыки
Для тех родителей, которые не могут применить групповые способы игры, имеются другие методики, улучшающие речевое развитие дошкольников. Мамам, которые хотят сделать жизнь своего чада успешной и более беззаботной, рекомендуют диалогические упражнения для детей от раннего возраста и старше.
Необходимо помнить, что грамотное развитие речи дошкольников уменьшает риск возникновения социальных проблем ребенка в школьном и подростковом периодах его жизни.
Способ 2 — обучение
Существует также образовательная программа воспитания речи. Эта методика напрямую связанна с памятью и помогает подрастающему школьнику не только улучшить свои речевые способности, но и развивает фантазию. Для этого малышу предлагается какой-то объект, например, горшок с цветами. Он на него смотрит в течение определенного времени (в 4 года – 2 минуты, в 5 лет – 1,5 минуты, в 6-7 лет ребенку понадобится 1 минута). Потом взрослый убирает этот предмет с поля зрения. Ребенку следует описать все, что он запомнил об этом предмете. Чем больше малыш составит и скажет предложений во время этой игры, тем лучше. К сожалению, одним из минусов данной методики является то, что она совсем не пригодна для развития диалогической речи.
Одним из непростых заданий для подготовки ребенка перед школой служит методика «размытого письма».
Она используется для формирования способности малыша составлять сложные предложения. Для этой игры потребуется игрушечный мишка.
Делаем все возможное, чтобы ребенок представил, что этот медвежонок получил письмо от брата. К сожалению, буквы в нем размыло дождем. И теперь некоторые слова не прочитать. Но ведь мишке нужно помочь. Так маленький человечек вовлекается в процесс игры.
Предложите ребенку лист бумаги, на котором рукой будут написан текст. При необходимости помогите прочитать его. Читайте медленно и с выражением. На месте пропусков делайте паузы, чтобы маленький человечек обдумал и вставил подходящее слово.
Игры для развития речи послужат хорошей тренировкой для раннего детского возраста и для дошколят. В процессе выполнения предложенных заданий они могут развить диалогические навыки общения в группе. Где и применяются их вербальные способности.
Причины нарушения речи у детей
Причиной нарушения речевых навыков у детей может быть как органическая, так и психическая патология. Диагноз врожденного дефекта интеллектуального развития (олигофрения) ставится в возрасте до трех лет. Поэтому если до этого возраста все было относительно нормально, не было установлено никаких отклонений в развитии ребенка, а они появились в интервале от трех до семи лет, следует искать или психотравмирующие ситуации, или повреждающие головной мозг факторы. В любом случае консультация специалиста просто необходима! Рассмотрим наиболее серьезные заболевания.
При аутизме не происходит нарушение речи в прямом смысле этого слова. Такому ребенку просто не требуется коммуникация с окружающими его людьми для достижения комфортной жизни. В речи аутиста в первую очередь страдает диалогическая сторона общения. Хотя при этом заболевании могут наблюдаться и другие проявления дисгармонии процесса мышления:
- вербигерации (повторение одних и тех же слов);
- эхолалии (повторение услышанных фраз, слов, звуков);
- отчуждение собственного я (говорят о себе в третьем лице).
Среди других врожденных и наследственных заболеваний, которые приводят к интеллектуальной деградации и нарушениям речи. Например, болезнь Дауна (синдром трисомии по 21 хромосоме). Это врожденный недуг, который проявляется еще во внутриутробном периоде (утолщение шейной складки эмбриона, увеличение расстояния между парными органами, гормональные сдвиги, изменения органов). Он связан с появлением третьей хромосомы в 21 паре. Диагностика болезни Дауна основана как раз на выявлении патологической 21 хромосомы в метафазной пластинке. Это методика диагностики называется кариотипированием.
У нормального человека имеется 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. ХУ – у мужчин, ХХ – у женщин. 21 пара – это одна из соматических (аутосомных), в них закодирована информация о многих параметрах человека (развитие сердечно-сосудистой и кровеносной систем, костей, части нервной и иммунной системы). При возникновении патологии в этой паре нарушается нормальное функционирование генетического материала клеток, появляются патологические изменения. Эти изменения также затрагивают и речь.
Нельзя не отметить инфекционно-дегенеративные болезни, которые в своем развитии связаны с повреждающим действием на ЦНС (центральную нервную систему) продуктов распада и токсинов бактерий или жизнедеятельностью вирусов.
Выводы
Родителям следует уделять особое внимание тому, как происходит развитие речи в дошкольном возрасте. Если были замечены какие-либо серьезные отклонения от линии формирования вербальных навыков, следует обратиться к врачу и провести диагностику нарушений. Существует множество методик, чтобы сделать развитие речи в дошкольном возрасте гармоничным и правильным. Родители и воспитатели просто обязаны пользоваться такими методиками и не пренебрегать возможностью сыграть важную роль в формировании новой личности. А детство – это такая удивительная пора, когда в важном процессе обучения даже обыкновенная игра может значить многое.
Комментарии ()