Развитие подростка    Психолог Мила Баковская    11 февраля 2019, 14:04

Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста

Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Его особенности изучает возрастная психология. Любые отклонения от нормальных условий жизни ребенка приводят к нарушениям психики, порою необратимым. Ярким примером этому являются дети-маугли, по тем или иным причинам изолированные от человеческого общества. Раннее детство и дошкольный возраст требуют наибольшего внимания. Именно в этих возрастных периодах развития ребенка закладывается фундамент его будущей успешности, как полноценной личности.
0 Обсудить    19 Читают

Особенности развития детей раннего возраста

Годовалый ребенок

Малыш уверенно осваивает навыки ходьбы. В год и три месяца он может ходить без поддержки, наклоняться, приседать. Способен бегать и перешагивать через мелкие препятствия. Любит играть, складывая кубики, собирая пирамидку.

В этом возрасте кроха начинает активно общаться со взрослыми. Произносит простые слова в облегченных вариантах. Может назвать правильно 5-6 предметов, которые видит. За столом уже пользуется ложкой, поддерживает при питье чашку. К возрасту 1,9 месяцев способен ногой пинать мяч, подняться по ступенькам. В лексиконе имеет более 20 слов. Отвечает на простые вопросы, в том числе и по картинкам.

Особенность этапов раннего детства заключается в том, что неожиданно начинает меняться характер ребенка, его поведение. Он активно осваивает пространство, исследуя все углы квартиры, тумбочки, шкафы. В полуторагодовалом возрасте у малыша происходит скачок как в умственном, так и в физическом развитии.

Главное: у ребенка в тоне часто звучит категоричное отрицание. Одно из часто употребляемых слов — «нет».

Многие родители начинают думать, что их сын или дочь крайне не воспитаны, имеют плохую наследственность и дурной характер. Опасное заблуждение: осуждение в голосе мамы с папой провоцируют ребенка к протесту. Взрослым надо понимать, что наступил возраст «систематического отказа». Возрастная психология говорит о том, что только терпение и любовь могут помочь пережить его безболезненно для психики малыша.

Двухлетний ребенок

Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности.

Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя. А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых. Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу.

Вернейший признак начавшегося кризиса 2-х лет это постоянно звучащее «Я — сам!». У каждого ребенка он наступает в разное время. Но этот первый возрастной кризис обязательно будет. И родителям надо быть готовыми к этому. Основные правила для взрослых с учетом детской психологии:

  1. прислушиваться к претензиям ребенка: возможно в них есть определенный резон;
  2. все начинать делать заранее, чтобы дать крохе возможность самостоятельно поесть, одеться, выбрать одежду;
  3. сохранять спокойствие в любой ситуации.

Трехлетний ребенок

В этом периоде раннего детства малыш представляет собой сплошное противоречие. Основной дисбаланс вызван одновременным стремлением к максимальной самостоятельности и страхом потерять связь с родителями. Это приводит к повышению агрессивности ребенка, его протестам и истерикам.

Взрослые должны максимально уважительно относиться к все возрастающей самостоятельности чада. Не ломая его собственное «Я». Зная детскую психологию, мама с папой должны чаще говорить крохе о своей любви, терпеливо объяснять малышу ошибки в его поведения .

Еще одна возрастная особенность раннего детства — всплеск активности с любознательностью. Сплошные вопросы в любой момент бодрствования.

Чем раньше ребенок начинает задавать вопросы, тем полноценнее он развивается.

Задача родителей поддержать дитя, всячески помогая ему знакомиться с миром вокруг. Рекомендуется в этот период больше включать в игры с ребенком такие виды деятельности, как:

  1. рисование;
  2. конструирование;
  3. лепка.

Особенности развития детей дошкольного возраста

Младший возраст: от 3 до 4 лет

Один из плюсов этого возраста, согласно психологии развития, заключается в том, что ребенок готов радовать родителей до бесконечности, предлагая любую посильную для него помощь. Он осторожно старается определить границы собственного личного пространства и понять, где начинается чужое.

Дети в этом возрасте с удовольствием учат стихи, играют в интеллектуальные игры, разгадывают загадки. Добиваются понятных и четких ответов на свои вопросы.
Они отдают себе уже отчет в том, что такое «правильно» или «неправильно».

В игровой деятельности на первое место выходит подражание взрослым. Малыши с великим удовольствием переодеваются, играют в «доктора», «шофера» и другие профессии. Им нужно много внимания. Поэтому они обожают праздники и разные торжества.

Средний возраст: от 4 до 5 лет

Проблемы предыдущих возрастных кризисов постепенно забываются, так как дети к пяти годам уже могут контролировать свои эмоции. Самостоятельно успокаиваться, отвлекаться от неприятных моментов. Важная особенность — ребенок должен часто менять свою позу, ведь от статичной в этом возрасте он быстро устает.

Родителям необходимо понимать, что пятилетний малыш уже имеет практически сформировавшиеся характер и привычки. Поэтому особенно важной становится задача приучить его к чистоплотности, аккуратности, соблюдению режима дня.

Не менее значимо, чтобы ребенок четко понимал значение слов «надо» и «хочу». Умел прикладывать волевое усилие, чтобы выполнить какие-либо задачи из категории необходимых, даже если их не хочется делать. Возрастная психология рассматривает данный этап развития как один из самых важных для дальнейшей социализации личности.

Старший возраст: от 5 до 6 лет

У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной.

Для успешного обучения (с учетом возрастной психологии) необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Дети должны учиться координировать свои действия, составлять план.

Еще одна особенность возраста: качество выполнения поставленной задачи у ребят зависит от эмоционального отношения к тому человеку, который руководит их деятельностью.

Также дети на этом этапе уже начинают ориентироваться на нормы социального поведения. Поэтому внимание необходимо уделять коллективным играм, в которых установлены дидактические правила.

Подготовительная группа: от 6 до 7 лет

Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуется учитывать при подготовке к такому важному этапу их жизни, как обучение в школе.

Психология развития подразумевает, что ребенок подготовительной группы уже должен уметь выполнять инструкции, которые ему дает взрослый (родители, воспитатель). Для него важен образец, с которым он может сравнить результат деятельности. Дошкольник все активней старается самостоятельно объяснять новые явления, с которыми он сталкивается. Склонен несколько завышать свою самооценку.

Это период, когда идет активное развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться абстрактное, ребенку еще трудно дается выделение главного в предметах или явлениях, использование полученных навыков при решении задач, с которыми он еще не сталкивался.

В таком возрасте воображение развито уже намного сильнее. Это видно при рисовании, лепке и т. п. Проявляется в устном творчестве, когда дошкольник делает попытки сочинять стихи, считалки. Для того, чтобы произошел максимально успешный переход ведущей роли от игровой деятельности к учению, необходимо, чтобы ребенок посещал организованные занятиях в детских коллективах — детском саде, школах раннего развития.

Почему важно знать возрастные особенности ребенка

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Знание возрастной психологии помогает взрослым управлять этим процессом.

Я. А. Коменский говорил о важности соблюдения принципа природосообразности: 

«Обучение ребенка и его воспитание должны идти в соответствии этапам развития».

В заключение

Понятно, что далеко не все родители владеют основами возрастной психологии. Но знакомство с главными особенностями того или иного периода жизни ребенка позволит им понимать, как решить возникающие проблемы в поведении своего ребенка и как помочь эти проблемы преодолеть.

Загрузка...