Советы для развития ребенка    Педиатр Галина Майер    15 февраля 2019, 21:23    8 Читают

Cенсорное развитие детей в раннем возрасте

В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и тактильных ощущений. Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Задачи сенсорного развития дошкольников

Важно сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать. Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

  1. Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает хватательные движения.
  2. Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет, форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.
  3. Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм, отношений по величине среди большого количества тел. Параллельно с усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца, осмотр и словесное описание, глазомерные действия.
  4. С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит сложная фигура.

Сенсорное воспитание дошкольников должно представлять собой целенаправленную деятельность на основе системы занятий с детьми, разработанной с учетом названных задач и уделяющей внимание формированию сенсорных эталонов.

Основные сенсорные эталоны

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

  1. цвет – семь цветов спектра, оттенки;
  2. форма – фигуры геометрии;
  3. величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;
  4. звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;
  5. вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;
  6. запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны.

Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

В младшем возрасте ребенок усваивает распространенные разновидности свойств, развивает способность использовать качества предметов во время манипуляций с ними.

Развиваем зрение

Сенсорное восприятие зрительных образов следует начинать формировать еще до года. Основное условие – постоянный контакт родителей и малыша во время бодрствования.

Советы для мам и пап:

  1. Когда ребенок бодрствует, сделайте так, чтобы он мог наблюдать за лицом взрослого на расстоянии 20-30 см: малыши обожают видеть изменяющуюся мимику.
  2. В кроватке повесьте игрушки, на которые будет смотреть ребенок. Контрастные черно-белые самоделки больше всего привлекут его внимание. Можно подвесить улыбающиеся лица, полоски и квадратики – младенец с удовольствием будет за ними следить.
  3. Для формирования навыка слежения водите в медленном темпе ярким предметом перед глазами ребенка вправо-влево. Когда такой уровень будет освоен, можно переходить к круговому движению и сверху-вниз.
  4. Давайте ребенку смотреться в зеркало: он получит положительные впечатления от подобной игры, наблюдая за самим собой.

Сенсорное воспитание дошкольников через развитие зрительного восприятия позволяет им усвоить основные виды свойств предметов.

Цвет – красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, белый, черный

Сначала ребенок сравнивает предметы по принципу «такой, не такой». Затем он учится воспринимать оттенки на расстоянии, участвуя в игре типа «Принеси красный кубик», «Найди такой же». Сенсорное воспитание на следующем этапе включает занятия, где малыш начинает не только различать свойства по названию, но и называть их самостоятельно.

Целесообразно использовать для полноценного развития специальные дидактические игрушки и игры в процессе разнообразных видов деятельности: рассматривание со сравнением предметов и картинок в книжках, рисование в раскрасках, конструирование, аппликация, лепка.

Форма – овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция

 Знакомство с ними идет по нарастающей – от простых, распространенных до сложных, редких. Дети постарше в процессе игры знакомятся с объемными фигурами – шаром, кубом, параллелепипедом и эллипсоидом.

Сенсорное восприятие форм, усвоение их названий развивается в повседневной жизни и на занятиях разными способами:

  • используя дидактические игрушки для практического знакомства с формой;
  • рассматривая эталоны плоских фигур и объемных тел;
  • с помощью развивающих настольных игр, пособий с заданиями и наклейками;
  • рисуя формы, создавая из пластилина, счетных палочек;
  • занимаясь продуктивной деятельностью – рисованием, аппликацией, конструированием.

Величина – большой, средний, маленький, такой же

Для изучения признаков величины сначала рекомендуют использовать практическое наложение фигур друг на друга, чтобы сравнивать. Следующий шаг – зрительное восприятие величины предмета на расстоянии. Такое сравнение проводят на прогулке, при поездке в автобусе. Заключительный этап – называние, когда ребенок самостоятельно оперирует признаками величины.

Сенсорное воспитание базируется на принципе доступности знаний, знакомство с признаками величины идет постепенно: в младшем возрасте дети узнают о «большом – маленьком», «одинаковом, таком же по величине». По мере взросления добавляются частные признаки: «длинный – короткий», «узкий – широкий», «низкий – высокий».

Количество – больше, меньше, равно

Сенсорное развитие детей раннего возраста включает в себя и постепенное знакомство с элементарным количеством – мало, много, одинаково, больше – меньше, один, пара.

Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

  1. сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
  2. обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
  3. словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
  4. при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
  5. обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Развиваем слух

Эталонами звукового восприятия для дошкольников становятся звуки человеческой речи на родном языке, различной громкости звучание музыкальных инструментов, образцов детских музыкальных произведений.

Формирование музыкальных способностей дошкольников, понятие о соотношении высоты звуков, чувства ритма происходит в процессе участия в музыкально-дидактических играх. Такая деятельность обогащает воображение малышей яркими впечатлениями, способствует развитию восприятия и различения главных свойств звука в музыке и обычной жизни.

Развиваем осязание

Сенсорное воспитание дошкольников включает развитие важного способа познания – осязания. Тактильные ощущения позволяют более полно воспринимать образы предметов, с которыми имеет дело малыш, сравнивать их. Но, главное, при этом активно развивается мелкая моторика руки, которая неразрывно связана со многими психическими функциями человека.

Формирование осязания начинается с самого раннего возраста, когда ребенку дают игрушки из разных материалов, предметы, внутри которых находятся безопасные наполнители, отличающиеся по размерам частиц.

Позже, на занятиях в детском саду и дома дети в процессе игр:

  1. знакомятся с возможностями рук, их строением;
  2. учатся выделять основные сенсорные шаблоны осязания – «гладкий – шершавый – колючий», «мягкий – твердый», «пластичный – липкий»;
  3. развивают умение различать температурные различия (теплее – холоднее), массу (легче – тяжелее).

В заключение

Связь сенсорного развития дошкольников с эстетическим воспитанием не вызывает сомнения. Если с малышом целенаправленно занимались до 7 лет, то он способен слышать больше оттенков музыки, воспринимать тонкое различие палитры цветов, различать более богатые вкусовые оттенки, так же как и нюансы ароматов. Это означает, что дошкольник получает гораздо более богатые впечатления от всего, что его окружает, он способен в более полной мере наслаждаться жизнью.

Обилие впечатлений способствует развитию воображения. У ребенка закладывается более прочная база для формирования полноценной, разносторонней личности.

Рейтинг из 491 голосов