Обучение этикету
Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья:
- до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
- в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
- к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).
Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике. Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе. Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.
Когда начинать обучение
Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».
Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше. Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.
Как лучше обучать
От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п.
Практически единственный метод воспитания – собственный пример мамы и папы.
Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых. Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.
Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации. Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого. Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися.
Обучение этикету в игре
После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:
- рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
- можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
- существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
- познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.
При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше.
Любовь и доброта – лучшие помощники в воспитании.
Основные правила поведения в обществе
Родителям хочется, чтобы их малыша хорошо принимали в коллективе детского садика, в школе. Это будет достижимо, если он знает и выполняет хотя бы самые простые правила поведения в обществе.
Волшебные слова
В лексиконе ребенка к трем годам уже появились вежливые слова. Он должен здороваться, прощаться. Если малыш сделал что-то не так – нашалил, обидел кого-нибудь – ему нужно уметь принести извинения. Когда что-либо просит, он должен использовать слово «пожалуйста». Нельзя забывать о словах благодарности. Закрепление этих правил доброты происходит постепенно, торопить маленького человека не надо. Самый действенный метод – личный пример. Кроме того, родителям необходимо помнить о возрастных особенностях ребенка.
Правильно общаемся
Ребенок к пяти-шести годам должен усвоить элементарные правила общения с окружающими:
- обязательно использование «волшебных слов»;
- надо вести себя без лишнего шума, не доставляя неприятностей тем, кто рядом;
- не стоит перебивать чей-то разговор;
- излишнее любопытство тоже должно быть под табу;
- нельзя обсуждать присутствующих;
- хвастовство чем-либо – это неприятно для окружающих;
- если над кем-то смеются – это ему очень неприятно;
- необходимо контролировать свои эмоции, особенно раздражение и обиду.
Это далеко не все правила вежливого общения, но они дадут возможность малышу быть принятым в любой коллектив.
Этикет за столом
Поведение человека за столом способно оказать большое влияние на то, как к нему будут относиться окружающие. К моменту поступления в детский сад ребенок должен знать и выполнять следующие нормы:
- за столом принято вести себя тихо, не шуметь, не вертеться;
- необходимо пользоваться столовыми приборами, как минимум, ложкой и вилкой;
- не надо тянуться за чем-либо через весь стол, достаточно попросить передать то, что необходимо;
- для того, чтобы вытереть губы или руки, надо использовать салфетки;
- некрасиво демонстрировать, что поданное блюдо не нравится;
- человек с набитым ртом, пытающийся во время еды что-то сказать, вызывает неприязнь к себе.
Правила поведения в детском садике
Сложный период наступает, когда домашний ребенок должен влиться в детский коллектив. Процесс адаптации зависит от особенностей психики малыша, и от того, насколько он усвоил правила вежливого поведения в коллективе. Он должен знать и выполнять хотя бы основные:
- надо помнить правила общения и поведения за столом;
- необходимо делиться игрушками;
- нельзя никого обижать, драться и кусаться;
- надо уметь играть в группе, а не только самому;
- правила коллективной игры должны выполняться всеми участниками;
- нельзя сплетничать и обсуждать других ребят;
- следует стараться не ссориться, если все же это произошло, надо учиться мириться.
Нормы поведения в гостях
Чтобы ребенка приглашали в гости и не отказывали в приеме, ему следует усвоить правила поведения в чужом доме, придерживаться их. Для этого нужно знать не так уж и много:
- без приглашения идти в гости не стоит: вдруг хозяева заняты и визит не к месту;
- приходить надо точно в срок;
- следует выполнять правила общения и поведения за столом;
- надо аккуратно обращаться с вещами хозяев, не мусорить в доме;
- некрасиво отвлекать все внимание на себя;
- нельзя забывать о словах благодарности при прощании.
В заключение
- Рано или поздно любому ребенку приходится из уютной атмосферы семьи выходить в мир, где вокруг множество других детей и взрослых, с которыми необходимо налаживать контакт: человек вне общества просто не может сейчас существовать;
- Если дошколенку не привиты элементарные правила хорошего тона и доброты, то его жизнь в любом коллективе не будет комфортной, так как грубость и дурные манеры у окружающих вызовут отторжение. Поэтому родителям не стоит выпускать из внимания такой важный аспект воспитания, как обучение ребенка этикету.
Комментарии ()