Что такое заикание
Заикание – это нарушение речи, которое проявляется расстройством ее ритма, невольными остановками во время высказывания, повторениями некоторых звуков и слогов, вследствие чего затрудняется устное общение. Для большинства речь – само собой разумеющееся. А вот заикающийся человек ежедневно сталкивается с определенными сложностями в общении, так как ему недоступно ритмичное, точное, ясное ведение разговора.
Заикание является результатом того, что мышцы речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, голосовых связок, мягкого неба) периодически сокращаются. Если эти судороги кратковременны, ребенок непроизвольно повторяет отдельные звуки или слоги. Сильные и длительные спазмы мышц приводят к задержке речи. Бывают случаи, когда сочетаются оба вида расстройства.
У здорового человека прерывания (повторение отдельных слов либо фраз, использование звуков «эээ», «ммм») составляют от семи до десяти процентов речи. Если количество остановок превышает десять процентов – это считается заиканием.
Причины возникновения заикания
Обычно заикание появляется у детей от двух до пяти лет, ведь именно в этом возрасте происходит становление речи ребенка. В силу своей «молодости» речевая деятельность наиболее уязвимая и хрупкая среди других психических процессов. Поэтому любая нагрузка на нервную систему ребенка прямо или косвенно на нее влияет. Маленькие дети отличаются отсутствием устойчивых тормозных реакций, они легко возбуждаются, что может привести к спазмам, в том числе и к спазмам речевых органов, т.е. к заиканию.
Причины заикания делятся на:
- физиологические;
- психологические;
- социальные.
К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. В ряде случаев заикание возникает из-за органического нарушения подкорковых отделов головного мозга. Нередко проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори.
Внешне дети, причины заикания которых имеют физиологическую природу, очень часто выглядят здоровыми и умными. Однако в результате неврологического обследования у них обнаруживаются повышенное внутричерепное давление и судорожная готовность, изменение рефлексов. Заикание в этом случае называется неврозоподобным или органическим.
Кроме физиологических причин подоплекой появления заикания может стать психоэмоциональное потрясение. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации.
Очень часто заикание связывают с испугом.
Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае всецело зависит от состояния нервной системы и силы стрессогенного фактора.
Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться.
Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.
Преодоление заикания у ребенка
В борьбе с заиканием основным принципом является правило «чем раньше, тем лучше». Быть заикой – серьезное испытание для малыша, поскольку нарушения речевой деятельности не только препятствуют в выражении собственных мыслей и переживаний, но и мешают общаться с ровесниками. Коррекцию речи желательно начать с появлением первых признаков, делая все возможное, чтобы устранить заикание еще до школы.
В настоящее время наиболее эффективным является комплексный метод преодоления заикания, в структурном отношении состоящий из двух частей:
- лечебно-оздоровительные мероприятия способствуют нормализации нервно-психических процессов, оздоровлению нервной системы ребенка;
- коррекционно-воспитательные мероприятия включают в себя принципы поведения с заикающимся малышом, а также специальные упражнения для выработки и закрепления правильных речевых навыков.
Лечебно-оздоровительные мероприятия
При появлении заикания у ребенка следует обратиться к врачу. После всестороннего медицинского обследования специалисты выяснят причины и определят тип нарушения. От этого будут зависеть дальнейшие действия врачей и родителей.
Если выяснится, что малыш страдает логоневрозом, то главным специалистом для вашего ребенка станет детский психолог. Он ознакомит маленького пациента с упражнениями для снятия мышечного и психического напряжения, поможет повысить эмоциональную устойчивость крохи к стрессам. Кроме этого, детский психолог научит родителей эффективно взаимодействовать с их чадом, учитывая особенности его нервной системы, посодействует в выборе оптимальных воспитательных мер. Еще один врач, с которым придется контактировать родителям, это невролог. Этот специалист подберет лекарственные препараты, направленные на успокоение и снятие мышечных спазмов у ребенка.
Сотрудничество с логопедом-дефектологом предстоит в случае органического заикания, так как эта разновидность нарушения речи в большей степени нуждается в логопедической помощи. Занятия со специалистом должны быть регулярны и продолжаться не менее года. Основная цель логопеда-дефектолога – обучение ребенка правильной речи. Но и в этом случае понадобится динамическое наблюдение невролога и длительное медикаментозное лечение.
Независимо от типа заикания, родителям отводится немаловажная роль в оздоровлении нервной системы малыша. Задача – создать для ребенка спокойную благоприятную обстановку, не допускать огорчений, вселять в кроху жизнерадостность.
Соблюдение рационального режима, чередование активной деятельности и отдыха, регулирование сна – все это помогает наладить работу всего организма ребенка в целом и нервной системы в частности. Обязательно следует предусмотреть время для различных игр и прогулок на свежем воздухе.
Заикающийся ребенок нуждается в разнообразном, витаминизированном и достаточно калорийном питании. Кушать он должен четыре раза в день, в одно и то же время, согласно установленному режиму.
Закаливающие процедуры оказывают исключительно благоприятное влияние на здоровье малыша. Купание, обливание, обтирание, прогулки и катание на санках, физические упражнения – все это способствует оздоровлению и укреплению организма ребенка, шаг за шагом помогая в преодолении заикания.
Коррекционно-воспитательные мероприятия
Для начала родителям необходимо уяснить основные правила поведения и общения с заикающимся ребенком в повседневной жизни.
Итак, что делать, если ребенок заикается:
- всегда позволять малышу закончить высказываться;
- нельзя останавливать ребенка, просить начать говорить заново, сделать глубокий вдох, замедлить речь;
- необходимо оставаться спокойным, не выказывать раздражения или нетерпения;
- нельзя помогать подбирать слова, заканчивать за малыша фразу;
- не терять зрительный контакт с крохой во время разговора, не отворачиваться от него;
- нужно показывать, что вы умеете не только слышать, но и слушать, повторяя слова ребенка в процессе диалога.
Принимая во внимание эти правила, можно приступать непосредственно к коррекционно-воспитательным мероприятиям. Программа занятий должна максимально учитывать запросы, увлечения, интересы ребенка. Иначе говоря, коррекция речи должна проводиться в естественных для малыша условиях. Нельзя принуждать кроху выполнять какие-либо упражнения.
Заниматься с заикающимся ребенком следует регулярно. Выполняя с ним коррекционные упражнения, родителям нужно следить за речью и помогать правильно высказываться. При этом нельзя заострять внимание на речевом изъяне малыша.
Основной принцип занятий – от знакомого к незнакомому, от простого к сложному.
Начиная с простейших ситуативных упражнений необходимо прийти к развернутому высказыванию. Задача эта нелегка, и успех сопутствует родителям, которых не остановят первые неудачи их чада.
Вот несколько упражнений, используемые для преодоления заикания у детей.
- Логоритмические занятия сочетают в себе движения и разговор. Например, кроха ходит по комнате и хлопает в ладошки, произнося веселые речевки вроде «Мы ножками топ-топ, мы ручками хлоп-хлоп».
- Упражнения с предметными картинками. Выберите картинки с самыми простыми названиями предметов. Растягивая, проговаривайте названия: «машииина», «книиига», «собааака». Пусть малыш точно так же повторяет слова. Затем нужно усложнить задачу, используя сюжетные картинки («машина ееедет», «книга упааала», «собака лааает»).
- Комментирование игровых действий. Покажите крохе, как сопровождать речью игру с песком, мозаикой, конструктором. Пусть вслух описывает свои действия.
В заключение
- Для того, чтобы преодолеть заикание у ребенка, следует ежедневно выполнять коррекционные упражнения, заниматься его оздоровлением и придерживаться рекомендаций и назначений врачей.
- При выполнении всех условий результат ощущается уже через два-три месяца. Все это время нужно быть рядом с малышом, «проживая» с ним каждый этап перевоспитания речи.
- Помните, заикание – дефект устранимый. И родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой. Иначе малышу придется с этим жить.
Комментарии ()