Здоровье ребенка    Воспитатель Ирина Кречетова    15 февраля 2019, 21:41

Интересные логопедические занятия и упражнения для детей

Ранний возраст – яркий и неповторимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период активно развиваются основные психические процессы, среди которых важное место занимает формирование речи. Проблемы развития и нарушения речи у малышей как никогда актуальны. Плохо говорящие дети встречаются все чаще, а совсем неговорящие трехлетки мало кого удивят. Большинство специалистов-дефектологов рекомендуют отложить логопедическое обследование до 4-5 лет, и только после этого проводить работу по коррекции речи ребенка. Однако чем раньше начать заниматься, тем лучше, так как с возрастом исправить недостатки будет намного сложнее.
0 Обсудить    16 Читают

Причины нарушений речи у детей

Если вы заметили, что с развитием речи у вашего чада не все в порядке, следует обратиться к врачу. Логопедическое обследование должно помочь определить точную причину расстройства. Однако, возможно, потребуются консультации не только логопеда, а и отоларинголога, невропатолога и ортодонта.

Причины речевых нарушений у детей делятся на две основные группы:

  1. органические, возникающие вследствие повреждений головного мозга или артикуляционных органов;
  2. функциональные, препятствующие естественной работе речевого аппарата.

Причины как первой, так и второй группы возникают под воздействием множества факторов. Например, инфекционные заболевания и травмы, перенесенные мамой во время беременности, могут привести к внутриутробным патологиям, результатом которых становится неправильная речь ребенка.

То, как разговаривает малыш, может зависеть от особенностей структуры речевого аппарата (неправильная посадка зубов, их недостаток или переизбыток, форма прикуса, расщелины нёба), которые главным образом передаются по наследству. Инфекционно-вирусные заболевания крохи нередко становятся причиной снижения или потери слуха, что, в свою очередь, влияет на речь.

Есть еще одна причина возникновения нарушений речи. Малыши склонны подражать окружающим людям.

Если ребенок общается с теми, кто неправильно разговаривает, кроха может копировать речевые дефекты – неправильно произносить звуки «р» и «л», заикаться или ускорять темп речи, проглатывая слоги и целые слова.

Логопедическая работа с детьми

При проведении логопедических занятий с маленькими детьми важным моментом является установление эмоционального контакта. Каждый урок следует начинать с ритуала приветствия, создавая установку на позитивное восприятие предложенных упражнений, хвалить и поощрять любое проявление активности ребенка.

Занятия с малышами 2-3 лет

В 2-3 года кроха активно подражает окружающим, и его речь в норме представляет собой богатую, хотя и неустойчивую пеструю картину. Однако есть маленькие упрямцы, упорно не желающие разговаривать. А многие малыши этого возраста разговаривают так, что понять их могут только мама с папой.

Логопедические занятия для маленьких детей должны учитывать их физиологические и психологические особенности. Урок следует составить из нескольких упражнений, а его общая продолжительность не должна превышать двадцати минут.

Внимание малыша 2-3 лет имеет непроизвольный характер – он будет заниматься плодотворно лишь тогда, когда ему действительно интересно. Более того, активизация речи маленьких детей нуждается в наглядности и поэтому упражнения должны быть связаны с какой-либо практической ситуацией. Все это можно реализовать с помощью игры. В процессе увлекательных действий у крохи возникает состояние эмоционального подъема, что способно побудить его к повторению речи.

Для неговорящих детей 2-3 лет существуют специальные игры, основная цель которых – «растормошить» речь малыша. Эти игры делятся на две категории, одна из которых направлена на развитие общего подражания, а другая – на формирование речевого подражания. Путем копирования действий взрослых маленький человечек усваивает общественный опыт, игровые и бытовые навыки.

Понятие «общее подражание» предполагает повторение движений, действий и мимики взрослого. Развивать его у неговорящих детей можно в такой последовательности:

  1. Воспроизведение отдельных простых движений. Предложите ребенку сделать с вами зарядку. Пусть он, повторяя за вами, делает упражнения: поднимает руки, топает ногами, хлопает в ладоши.
  2. Обучение неговорящих малышей последовательным движениям. Представьте, что вы с малышом – птички. «Вот птички прилетели (машем руками как крыльями). Сели на землю и начали искать зернышки (бегаем по кругу). А вот зернышки нашлись (наклоняемся, и киваем головой –клюем зерна)».
  3. Выполнение действий с игрушками. К примеру, играя с куклой, кроха учится сначала ее покачать, затем уложить в кроватку, накрыть одеяльцем.

Для формирования речевого подражания у неговорящих детей взрослому необходимо многократно повторять некоторые слоги, слова и словосочетания, интонацией выделяя их в потоке речи. Малышу предлагается воспроизвести сказанное, причем принимаются ответы в любом виде.

Логопедические занятия для неговорящих детей, направленные на развитие подражания речи взрослого, предполагают такую последовательность:

  1. Проговаривание отдельных звуков.
  2. Повторение амфорных слов – слов-слогов, имеющих смысловую нагрузку («мууу», «ав-ав», «динь-динь», «би-би»).
  3. Воспроизведение простых слов («на», «дай», «ляля», «киса»). По мере развития у неговорящих малышей речи, они научатся выговаривать и сложные слова путем копирования интонационно-ритмического рисунка слов.
  4. Упражнения на повторение коротких фраз («Там мяч», «Где папа?», «Это вилка»). Со временем количество слов в фразе увеличивается, и кроха начинает понимать, что такое словоизменение и правильное сочетание слов («Вот мишка. Дай мишку. Нет мишки»).

Игры на речевое подражание подходят не только неговорящим детям, а и малышам, которые разговаривают, но нечетко и малопонятно. В работе с плохо говорящими детьми также используются простые рифмовки, чистоговорки и загадки («Чтобы мы были здоровы, молочко дает…корова», «Мед в наш улей принесла желто-черная…оса»).

Хорошо влияют на развитие речи маленьких детей логоритмические упражнения, в которых движения сопровождаются ритмичными фразами. Например:

По узенькой дорожке (малыш топает)
Шагают наши ножки (кроха высоко поднимает ноги)
По маленьким, по камешкам (медленно переминается с ноги на ногу)
И в яму…бух! (ребенок садится на пол)

Не стоит требовать от малыша 2-3 лет четкого звукопроизношения. В этом возрасте более важным является формирование коммуникативной функции речи.

Упражнения для детей 4-5 лет

Для ребенка 4-5 лет школа уже не за горами. К этому возрасту он должен четко произносить все звуки, что впоследствии повлияет на обучение письму и чтению.

Если вам кажется, что малыш не все выговаривает правильно, необходимо точно выяснить, какие звуки в его речи нарушены. Чтобы в этом разобраться, предложите крохе повторить слова с наиболее неподдающимися звуками. Например: для звука «с»: собака, весна, автобус; «з»: заяц, лоза, мороз; «ш»: шапка, мышка, камыш; «ц»: цыпленок, курица, огурец; «ч»: чайник, куча, мяч; «р»: рыба, коробка, шар. С каждым звуком следует работать отдельно, начиная с самого легкого.

Упражнения на проговаривание каждого звука нужно начинать с артикуляционной гимнастики, которую ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы не только прочувствовать работу своего речевого аппарата, но и увидеть этот процесс.

После того, как малыш справится с произношением одного звука, задача усложняется – начинаем заниматься со слогами. Когда и это не составит труда, можно повторять слова с этим звуком.

Закреплять изученное необходимо путем использования слов с проблемным звуком в свободной речи. Этот этап – автоматизация навыков – может продлиться несколько месяцев. Наберитесь терпения и не подгоняйте малыша.

Основные принципы формирования правильной речи ребенка

Чтобы ребенок научился говорить правильно, в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для развития его речи. Ученые доказали, что активные игры и физические упражнения на свежем воздухе положительно влияют на формирование речевой деятельности малыша.

С первых дней с крохой нужно разговаривать, читать ему стихи и сказки. Обязательно хвалить за попытки повторять слова. Реакция родителей на то, как говорит малыш, должна быть спокойной и уравновешенной.

От взрослых ребенок должен слышать правильную речь. Упрощенные формы слов («ам-ам», «ту-ту») допускаются в общении с малышом до года или в занятиях с неговорящими детьми 2-3 лет. Взрослым не стоит копировать кроху в неверном произношении, картавить, шепелявить.

Жизнь ребенка необходимо наполнить впечатлениями. Его нужно постоянно чем-либо удивлять, что-то рассказывать и показывать.

С расширением кругозора, малыш сам захочет выразить свои эмоции, что ускорит процесс формирования речи.

В заключение

Речь маленького ребенка несовершенна, и многие неблагоприятные факторы способны нарушить ее развитие. Однако головной мозг малыша обладает уникальными компенсаторными возможностями. И если родители своевременно обнаружат проблему и с помощью специалистов окажут крохе квалифицированную помощь, речевые расстройства можно будет устранить.

Загрузка...