Здоровье ребенка    Педиатр Галина Майер    13 февраля 2019, 09:11

Как делать утреннюю зарядку для детей дошкольного возраста

Для представителя любого возраста гимнастика, проводимая после утреннего пробуждения, несет в себе исключительную пользу. Об этом мы прекрасно знаем с самых ранних лет. Особенно же важна утренняя зарядка для детей дошкольного возраста.
0 Обсудить    11 Читают

Польза утренней гимнастики

  • Во-первых, гимнастика после сна позволяет малышу окончательно проснуться, размять свои мышцы. Сразу после нее кроха начинает ощущать прилив энергии и бодрости.
  • Во-вторых, комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению уровня сопротивляемости организма к болезням. Дети, ежедневно занимающиеся зарядкой, в дальнейшем имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  • В-третьих, утренняя зарядка для детей выполняет педагогическую функцию и имеет важнейшее организационное значение. Все дело в том, что если данный «ритуал» сделать ежеутренним, то это приведет к формированию правильного режима дня. Активное начало утра настраивает ребенка на активное и плодотворное времяпровождение. Стремление к регулярности осуществления упражнений развивает упорство и прививает ощущение необходимости. Зарядка становится частью жизни, также необходимой как, к примеру, утренние гигиенические процедуры.
  • В-четвертых, при необходимости зарядка может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.

Основные правила и рекомендации

Для того чтобы занятия утренней гимнастикой приносили как можно больше пользы, родители малышей и сами дети должны иметь представление о некоторых несложных правилах, значительно улучшающих результат:

  1. Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
  2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.
  3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
  4. Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
  5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
  6. Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
  7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.

Отдельным образом необходимо оговорить правила проведения зарядки в рамках детского сада в группе, включающей нескольких детей:

  1. Если в группе малыши сильно отличаются по возрасту (от 2-3 лет до 6-7 лет), то их делят на возрастные подгруппы и проводят отдельную зарядку.
  2. Если разница в возрасте незначительная (дети 5-6 лет), то проводят одновременный комплекс упражнений. При этом детям постарше можно дать задания немного сложнее.
  3. Время проведения зарядки для каждой возрастной группы должно быть разным. В 1-й младшей группе (от 2 до 3 лет) оно равняется 4-5 минутам, во 2-й младшей группе (от 3 до 4 лет) – 5-6 минутам, в средней группе(от 4 до 5 лет) – 6-8 минут, в старшей группе (от 5 до 7 лет) – 8-10 минут.

Роль музыкального сопровождения в проведении зарядки

Крайне важно организовать зарядку так, чтобы она была по-настоящему интересна для детей. В этом случае на выручку может прийти музыка. Она добавит проводимым упражнениям необходимой эмоциональности и бодрости. Помимо этого использование музыкального сопровождения помогает детям, выполняющим зарядку в группе, одновременно начинать и своевременно завершать упражнение.

Музыка позволяет также малышам самим определить темп отдельных элементов выполняемых движений. Процесс выполнения упражнений благодаря данному обстоятельству становится плавным, четким и выразительным. Дети параллельно учатся развивать свой слух, что так же немаловажно.

Используемая в качестве аудиофона музыка должна быть хорошо известна детишкам. Желательно включать музыкальные композиции из их любимых мультфильмов. При этом необходимо следить, чтобы музыка не была чрезмерно возбуждающей и не провоцировала малышей на излишнюю активность. Излишняя активность в свою очередь приведет к быстрой усталости и к снижению аппетита.

Примеры гимнастических упражнений

Выбор упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики для маленьких детей, достаточно велик. Они должны соответствовать возрасту и физическому уровню ребятишек. Приведем несколько подобных интересных и эффективных упражнений:

  • «Зайчик». Кроха подпрыгивает, подражая зайцу. Можно в это время просить показать, где у зайки находятся ушки, нос и хвостик.
  • «Цапля». Малыш делает шаги, высоко поднимая колени. Затем можно постоять несколько секунд сначала на одной ноге, потом на другой.
  • «Велосипед». Лежа на спине кроха поднимает ноги вверх и совершает ими поступательные круговые движения, словно крутит педали велосипеда.
  • «Часики». Малыш ставит руки на пояс и осуществляет наклоны тела влево и вправо.
  • «Гномик-великан». Кроха, держа руки на поясе, делает глубокие приседания.
  • «Большая рыбка». Ребенок сгибает свои руки в локтях и держит их на уровне груди. Во время поворота влево и вправо руки широко разводятся в стороны.
  • «Мельница». Кроха ставит ноги на ширине плеч и, наклоняясь вперед, поочередно касается одной рукой правой и левой ноги. Вторая рука при этом отводится назад.

В заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать зарядку. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса, а также организация разнообразных форм проведения утренней гимнастики и создание мотивирующего аудиофона с помощью любимой музыки.

Загрузка...