Польза утренней гимнастики
- Во-первых, гимнастика после сна позволяет малышу окончательно проснуться, размять свои мышцы. Сразу после нее кроха начинает ощущать прилив энергии и бодрости.
- Во-вторых, комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению уровня сопротивляемости организма к болезням. Дети, ежедневно занимающиеся зарядкой, в дальнейшем имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом.
- В-третьих, утренняя зарядка для детей выполняет педагогическую функцию и имеет важнейшее организационное значение. Все дело в том, что если данный «ритуал» сделать ежеутренним, то это приведет к формированию правильного режима дня. Активное начало утра настраивает ребенка на активное и плодотворное времяпровождение. Стремление к регулярности осуществления упражнений развивает упорство и прививает ощущение необходимости. Зарядка становится частью жизни, также необходимой как, к примеру, утренние гигиенические процедуры.
- В-четвертых, при необходимости зарядка может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.
Основные правила и рекомендации
Для того чтобы занятия утренней гимнастикой приносили как можно больше пользы, родители малышей и сами дети должны иметь представление о некоторых несложных правилах, значительно улучшающих результат:
- Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
- Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.
- В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
- Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
- Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
- Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
- Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.
Отдельным образом необходимо оговорить правила проведения зарядки в рамках детского сада в группе, включающей нескольких детей:
- Если в группе малыши сильно отличаются по возрасту (от 2-3 лет до 6-7 лет), то их делят на возрастные подгруппы и проводят отдельную зарядку.
- Если разница в возрасте незначительная (дети 5-6 лет), то проводят одновременный комплекс упражнений. При этом детям постарше можно дать задания немного сложнее.
- Время проведения зарядки для каждой возрастной группы должно быть разным. В 1-й младшей группе (от 2 до 3 лет) оно равняется 4-5 минутам, во 2-й младшей группе (от 3 до 4 лет) – 5-6 минутам, в средней группе(от 4 до 5 лет) – 6-8 минут, в старшей группе (от 5 до 7 лет) – 8-10 минут.
Роль музыкального сопровождения в проведении зарядки
Крайне важно организовать зарядку так, чтобы она была по-настоящему интересна для детей. В этом случае на выручку может прийти музыка. Она добавит проводимым упражнениям необходимой эмоциональности и бодрости. Помимо этого использование музыкального сопровождения помогает детям, выполняющим зарядку в группе, одновременно начинать и своевременно завершать упражнение.
Музыка позволяет также малышам самим определить темп отдельных элементов выполняемых движений. Процесс выполнения упражнений благодаря данному обстоятельству становится плавным, четким и выразительным. Дети параллельно учатся развивать свой слух, что так же немаловажно.
Используемая в качестве аудиофона музыка должна быть хорошо известна детишкам. Желательно включать музыкальные композиции из их любимых мультфильмов. При этом необходимо следить, чтобы музыка не была чрезмерно возбуждающей и не провоцировала малышей на излишнюю активность. Излишняя активность в свою очередь приведет к быстрой усталости и к снижению аппетита.
Примеры гимнастических упражнений
Выбор упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики для маленьких детей, достаточно велик. Они должны соответствовать возрасту и физическому уровню ребятишек. Приведем несколько подобных интересных и эффективных упражнений:
- «Зайчик». Кроха подпрыгивает, подражая зайцу. Можно в это время просить показать, где у зайки находятся ушки, нос и хвостик.
- «Цапля». Малыш делает шаги, высоко поднимая колени. Затем можно постоять несколько секунд сначала на одной ноге, потом на другой.
- «Велосипед». Лежа на спине кроха поднимает ноги вверх и совершает ими поступательные круговые движения, словно крутит педали велосипеда.
- «Часики». Малыш ставит руки на пояс и осуществляет наклоны тела влево и вправо.
- «Гномик-великан». Кроха, держа руки на поясе, делает глубокие приседания.
- «Большая рыбка». Ребенок сгибает свои руки в локтях и держит их на уровне груди. Во время поворота влево и вправо руки широко разводятся в стороны.
- «Мельница». Кроха ставит ноги на ширине плеч и, наклоняясь вперед, поочередно касается одной рукой правой и левой ноги. Вторая рука при этом отводится назад.
В заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать зарядку. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса, а также организация разнообразных форм проведения утренней гимнастики и создание мотивирующего аудиофона с помощью любимой музыки.
Комментарии ()