Задачи, с которыми поможет справиться сказкотерапия
Сказочные персонажи выступают не просто как пример поведения, но и позволяют проводить параллели и делать собственные выводы, которые в последствии можно реализовать в реальном мире. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:
- развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей;
- умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;
- развитие духовного мира;
- определение необходимой модели поведения.
Типы сказок, исполняющих воспитательную функцию
Сказкотерапия в работе с детьми позволяет успешно реализовать воспитательный процесс в отношении как любого ребенка с нормальным развитием, так и с имеющими определенные отклонения.
Какие сказки выбрать в качестве терапевтического воспитательского материала для дошкольников?
- Медиативные сказки, характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов. Данный вид сказок способствует развитию позитивного взгляда на жизнь, оптимизма, расслабления.
- Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать, читать, правильно себя вести. Как пример, можно использовать сказки, в которых в качестве живых персонажей выступают буквы, цифры.
- Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает. Если, например, дошкольник предпочитает истории про злого волка, стоит задуматься о том, что Ваше чадо может обладать склонностью к агрессии и превосходству.
- Народные сказки, отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств. Возьмем в качестве примера сказку «Репка»: ребенок увидит в ней, насколько важна взаимопомощь и поддержка.
- Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи.
Условия успешной сказкотерапии
Существуют определенные требования при организации сказкотерапии. Если брать во внимание именно детей-дошкольников, то они будут следующими.
- Верная дозировка. Пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки. Познакомьте его с героями, в процессе чтения анализируйте вместе с ним действия, которые предпринимает герой.
- Ненавязчивость. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы Ваш анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Увлеките дошкольника, пусть говорит он, а сами, в дружеской форме контролируйте и направляйте анализ в верное русло.
- Прочитайте текст. Выясните для себя, насколько он соответствует назначенной Вами задаче. Подумайте, подходит ли сказка по возрасту, по уровню развития дошкольника.
- Читайте и играйте! Обычное произношение написанного ни к чему не приведет. Не забывайте инсценировать то, что прочитали, делать оценки, с помощью интонации выражать своё мнение.
Пример построения сказки
Здесь мы представим пример построения любой сказки. Структура в них общая, а дальше — насколько хватит Вашей фантазии.
- Начало. «Жили были…», «В некотором царстве…», — достаточно стандартные подходящие фразы для начала. В этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее. Дети дошкольного возраста наиболее лояльно воспринимают образы волшебников, фей, обладающих уникальными способностями героев.
- Кульминационный момент. «И вдруг…», «Однажды…». Возникновение проблемы, препятствия перед героем.
- Развязка. Главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества. Сказка заканчивается на позитивной волне.
- Мораль. Персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается.
В заключение
Не забывайте, что сказка должна оставаться интересной для ребенка, а особенно для детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо уметь качественно интегрировать необходимые задачи, не теряя красочного сюжета и сценария.
Комментарии ()